Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Анализ

Jordan vs. Tiger Telematics

А Вы не задавались вопросом, чем занимается Эдди Джордан сейчас, когда он продал свою команду Midland Group. Томас О'Киф недавно поблуждал по залам Лондонского Верховного Суда, и принес нам эксклюзивный репортаж о последних приключениях Jordan Grand Prix.

Эдди Джордан одержал свою первую победу начиная с Гран При Бразилии 2003 года, но на сей раз сражение проходило в здании суда на Лондонской Набережной, а не трассе.

Не смотря на то, что эта тяжба Jordan Grand Prix Limited с Tiger Telematics, Inc. не так известна, как судебный процесс Берни против банков, Баттонгейт или дело «Джордан против Vadofone», она может дать нам гораздо больше пищи для размышлений. Это дело, которое разбиралось в апреле Верховным Судом Лондона, показывает как работает механизм взаимодействия команд Формулы 1 со спонсорами.

Это рассказ об Алчности, Глупости и Наивности, и в его конце не один из участников не покроит себя славой, даже судья Нельсон, ведущий этот процесс, и показавший свою полную некомпетентность в вопросах Формулы 1, упомянув на предварительных прениях проходивших 18 января 2005 года, что "Mercedes-Benz поставляет двигатели команде McLaren с 2004 года"

Сторонами в этом многомиллионном разбирательстве являются Jordan Grand Prix Limited (неизвестно, досталась ли эта тяжба российско-канадскому бизнесмену Алексу Шнайдеру и его Midland Group во время спешной покупки Jordan Grand Prix, или ее полностью оставили на плечах Эдди Джордана) и Tiger Telematics, Inc, компания со штаб квартирой в Джексонвилле, Флориде, чей филиал известен под именем Gizmondo Europe Limited (ранее Gametrac).

Эдди Джордан и злополучный гаджет

Tiger Telematics разработала карманную игру под брендом Gametrac, включающую в себя GPS, GPRS, камеру, музыкальный проигрыватель, видеопроигрыватель, функции SMS и Bluetooth. Jordan и Tiger Telematics встретились в середине 2003, когда две компании двигались в противоположных направлениях: Tiger Telematics была на подъеме, ее стоимость только что выросла на 54 миллиона долларов благодаря вложениям новых инвесторов, и Jordan, недавно опустившаяся на невзрачное девятое место в Кубке Конструкторов и активно ищущая спонсоров для того, чтобы остаться на плаву.

Но Tiger Telematics и Jordan заинтересовались друг другом. С этого и начинаются изыскания судьи Нельсона: Tiger Telematics "искала рекламные возможности для своего нового продукта (игровой приставки), а Jordan искала спонсоров. Формула 1 очень дорогой спорт и спонсорство является очень важным вопросом для каждой из команд".

Майк Джоунс, сотрудник Jordan Grand Prix, устроил презентацию в офисе Tiger Telematics 2 июля 2003 года, чтобы показать, какие маркетинговые преимущества в раскрутке Gametrac даст компании сотрудничество с командой Jordan. Первоначально стороны договаривались о сделке на одну гонку. Это соглашение было датировано 17 июля 2003 года, и говорило о том, что Jordan добавит логотипы Gametrac на свой болид EJ13 во время домашнего для команды Гран При в Сильверстоуне, намеченного на 20 июля 2003.

Даже теперь, на официальном сайте команды Jordan в архиве новостей Вы можете обнаружить плоды этого спонсорского соглашения. Рядом с заявлением, опубликованным перед ГП Великобритании, расположены фотографии Эдди Джордана с представителем компании Gametrac, сделанные на базе команды в Сильверстоуне, а также фотографии болида EJ13 с эмблемой Gametrac на его левом понтоне, прямо над воздухозаборником.

"Tiger Telematics связала себя многомиллионным обязательством с Jordan Grand Prix, а Jordan обязалась поместить логотип Gametrac на обеих своих машинах в Сильверстоуне, а затем и в течение всего сезона 2004 года".

Сделка совпала по времени с запуском в продажу продукта Gametrac, карманного устройства позволяющего отправлять SMS сообщения, играть в захватывающие игры, осуществлять GPS слежение и предназначенного для детей всех возрастов.

Tiger Telematics – конструктор, разработчик и продавец мобильных систем и услуг, которые комбинируют возможность определения местоположения и технологию распознавания голоса для розыска людей и транспортных средств по всему миру.

Эдди Джордан, глава Jordan Grand Prix, сказал тогда: "Я очень рад, что логотипы Tiger Telematics украсят собой машины Jordan, поскольку это очень умная компания, уловившая последние тенденции инновационных технологий. Мы рады помочь им, запустить в производство Gametrac, товар, которой я обязательно куплю моим детям. Я с нетерпением жду продолжение нашего делового сотрудничества в 2004 году".


Во время ГП Великобритании 2003 года, Джанкарло Физикелла квалифицировался на 15 месте (те деньки были не самыми простыми для него), но сошел на 43 круге и не попал в итоговый протокол гонки. Ральф Фирман, напарник Физикеллы по "Be On Edge" Jordan, квалифицировался семнадцатым, а финишировал четырнадцатым, отстав от победителя на круг. Судья Нельсон опять продемонстрировал свои явно немногочисленные знания о Формуле 1, охарактеризовав это выступление как весьма удовлетворительное, сказав, что Jordan "выступила на Гран При Великобритании довольно хорошо".

После Гран При Великобритании, состоявшегося 20 июля 2003 года, Tiger Telematics согласилась продолжить сотрудничество с Jordan на оставшихся пяти гонках сезона 2003 года за 1 миллион долларов и подписала соглашение, датированное 30 июля 2003 года. Было также подписано двухмиллионное спонсорское соглашение на полный сезон 2004 года (18 гонок), определяющее порядок выплат следующим образом:

Дата выплатСезон 2003Сезон 2004
1 января 2004$ 250,000$ 500,000
1 апреля 2004$ 250,000$ 500,000
1 июля 2004$ 250,000$ 500,000
1 октября 2004$ 250,000$ 500,000
Итого$ 1,000,000$ 2,000,000


В случае если платежи не станут поступать в установленном порядке, Tiger Telematics обязывалась добавить к этой сумме проценты.

Сделка заключена?

Что же досталось компании за 3 миллиона долларов? В течение сезона 2004 года Jordan согласилась разместить логотипы Tiger Telematics and Gametrac на своих желтых болидах и на веб-сайте команды, согласилась обеспечить "корпоративное гостеприимство" и "точную копию автомобиля для рекламных мероприятий", а также предоставила Tiger Telematics право использования термина "официальный спонсор Jordan Grand Prix" для рекламы продукта Gametrac.

В обязанности Jordan Grand Prix также посещение всех Гран При Чемпионата Мира. На каждом их них команда должна была выставить не меньше двух машин (не важно пройдут они квалификацию или нет). Этого требует Конкордское Соглашение от всех команд чемпиона.

Помните, когда другой завсегдатай дна турнирной таблицы, Arrows Grand Prix, балансировала на грани в 2002? Имея достаточно быстрый автомобиль во время Гран При Франции 2002, Энрике Бернольди (сейчас тест пилот BAR, а тогда призовой гонщик Arrows) выехал из боксов во время квалификации, но не стал совершать быстрый круг, поскольку Arrows не могла позволить себе участие в гонке. Выполнив тем самым минимальные требования Конкордского соглашения, Том Уокиншоу смог сохранить отношения с главным спонсором команды компанией Orange.

Tiger Telematics не имела никаких прав влиять на гоночные дела Jordan и определять пилотский состав команды, так как контракт предусматривал полную самостоятельность Джордана в принятии подобных решений. Хотя в контракте этого не было четко прописано, Tiger Telematics утверждала, что компанию заверили в том, что Jordan "подпишет контракты с двумя топ пилотами и заплатит им". Не знаю, на сколько оправдались ожидания компании, ведь сейчас мы уже знаем, что призовыми гонщиками Jordan сезона 2004 стали Ник Хайдфельд и Джорджио Пантано, а Тимо Глок заменял Пантано, когда тот не смог обеспечить достаточное финансирование.

В контракте присутствовал также и пункт посвященный "моральному аспекту": Jordan соглашалась не делать ничего, что могло бы навредить репутации Tiger Telematics и продукту Gametrac, а спонсор в свою очередь соглашался не навредить репутации Jordan.

Тяжба на 150 миллионов долларов с Vodafone, затеянная Эдди Джорданом из-за того, что компания якобы нарушила обещание стать спонсором команды и предпочла по необъяснимым причинам стать спонсором команды Ferrari, была в самом разгаре. И, несомненно, она оказала влияние на соглашение между Jordan и Tiger Telematics. Jordan Grand Prix оказалась выставленной в невыгодном свете, после того, как судья Лэнгли, ведущий дело Vodafone, заявил, что Эдди Джордан и Ян Филлипс, коммерческий директор команды, не могут считаться свидетелями в этом деле.

"И господин Джордан, и господин Филлипс явно не глупые в вопросах коммерции люди", - сказал судья Лэнгли, но тут же заметил, что, несмотря на это, показания Джордана являются весьма "невероятными" и "чудными". "Попытки (Джордана и Филипса) объяснить (их поведение) в перекрестном допросе свидетельствовали, что их показаниям нельзя доверять… Я сожалею, но ни господин Джордан, ни господин Филлипс не могут быть признанны свидетелями по этому делу".

Судья Нельсон, рассматривая дело Tiger Telematics, учел критику судьи Лэнгли в адрес Эдди Джордана, заявив, что дело Vodafone показало "готовность Эдди Джордана солгать ради выигрыша судебного процесса".

Удивительно, но Tiger Telematics была полностью осведомлена о продолжающейся тяжбе команды с Vodafone, когда решила продлить спонсорское соглашение с Jordan 30 июля 2003 года. Также удивительно, что компания поверила в устные гарантии Jordan, что команда выиграет тяжбу с Vodafone. И еще один важный фактор для Tiger Telematics: их заверили, что "Эдди Джордан возмещает юридические расходы по делу против Vodafone из своего собственного кармана". Возможно, Tiger Telematics хотела, чтобы их спонсорские денежки шли на какие-то полезные вещи, например, двигатели "McLaren", а не в карманы адвокатов, нанятых Эдди Джорданом для его судебных разборок.

4 августа 2003 года, судья Лэнгли вынес решение в пользу Vodafone, сделав вывод, со слов судьи Нельсона, о том, что "требования Джордана не имеют под собой никаких оснований и базируются на ложных предпосылках ". Как продолжил судья Нельсон, "не удивительно, что процесс привлек такое значительное внимание прессы. Джордан не только потерял возможного богатого спонсора, но и подвергся сильной критике во время процесса".

Джордан попытался воспрепятствовать обнародованию мнения судьи Лэнгли. Естественно, он не хотел, чтобы история с Vodafone нанесла ущерб его имиджу. Но, непосредственно перед Гран При Германии в Хоккенхайме (следующий этап чемпионата после Гран При Великобритании), судья Лэнгли, настоял на донесении своего решения до общественности. Это поставило точку в деле с Vodafone, а также предоставило Tiger Telematics серьезное оружие в ее тяжбе с Jordan.

В ответ на требование Jordan Grand Prix погасить непогашенные платежи, Tiger Telematics решила защищаться в суде, упирая на невозможность разглашения конфиденциальных сведений. Резюмируя, можно сказать, что Jordan Grand Prix для того, чтобы убедить Tiger Telematics подписать спонсорское соглашение 17 и 30 июля 2003 года, нарисовала последней следующую безоблачную картину:

1. Jordan имеет достаточно финансов для того, чтобы эффективно работать в течении сезона и закончить чемпионат в пятерке сильнейших по итогам чемпионата 2004 (Jordan снова закончила чемпионат на 9-ом месте);

2. Jordan имеет спонсорское соглашение с Vodafone на сезоны 2003 и 2004 года;

3. Jordan подпишет контракты с двумя топ-пилотами на 2004 год и сможет заплатить им;

4. Jordan "практически победила" в тяжбе с Vodafone.


В дополнение к этому интересному списку так называемых "преувеличений от Jordan Grand Prix", скажу, что Tiger Telematics даже подписались на платный новостной канал Atlas F1 в 2003 году. Видимо, как и судья Нельсон, Tiger Telematics решила получать сведения не только от Эдди Джордана, но и из независимого источника.

Как следует из материалов, предоставленных судье Нельсону, Tiger Telematics еще до подписания соглашения 17 июля 2003 года перед британским Гран При знала, что Jordan "находится в состоянии судебной тяжбы с одним из серьезных спонсоров", но Tiger Telematics "не была введена в курс дела относительно сроков и условий, на которых это соглашение было заключено".

Как бы то ни было, ко времени подписания второго соглашения с Jordan, 30 июля 2003 года, Tiger Telematics уже точно знала о тяжбе с Vodafone, так что ей некого винить, кроме себя в том, что она "купилась" на обещания Jordan Grand Prix относительно вероятности успеха в этом судебном процессе. Даже видя, что процессе с Vodafone идет не так как обещалось, но, уже имея некоторую выгоду от того, что компания стала спонсором Jordan на гонке в Сильверстоуне, Tiger Telematics, очевидно, решила поступить как в пословице – "нашли гривенник – поищем еще, может и доллар найдется".

Теперь Tiger Telematics, не только выполняла спонсорское соглашение, но и активно пыталась помочь Jordan устранить последствия приговора от 4 августа 2003 года по делу Vodafone. В определенный момент, в начале августа 2003 года, когда уже было объявлено решении по тяжбе с Vodafone, Tiger Telematics даже предложила Эдди Джордану место в консультативном совете Tiger Telematics group! Но, 4 сентября 2003 года Эдди гордо отказался от этого предложения.

Логотипы появились. А деньги?

Важно отметить, что в 2003 году Tiger Telematics получила «бесплатную гонку». Команда Jordan Grand Prix несла на своих болидах логотип "Gametrac", но по соглашению компания не должна была вносить никакие платежи до января 2004 года!

По иронии и странному стечению обстоятельств в Tiger Telematics начался конфликт из-за названия "Gametrac". Так или иначе, но с апреля 2004 года игровая консоль с "Gametrac" была переименована в "Gizmondo". Это отрицательно повлияло на желание Tiger Telematics платить деньги, которые были оговорены соглашением на момент начала «раскрутки» "Gametrac". Логотип, оговоренный в соглашении, был уже неактуален.

Когда наступило 1 января 2004 года, и Tiger Telematics не оплатила 250 тысяч долларов, оговоренных в соглашении, за 2003 год и 500 тысяч долларов за 2004 год, юристы Jordan Grand Prix выпустили заявление, в котором говорилось, что если Tiger Telematics не погасит долг с процентами, то Jordan обратиться к судебному распорядителю Эйру в Лондон в период с 17 по 19 августа 2004 года. Судебный распорядитель, рассмотрев материалы, направил дело в Верховный Суд.

В октябре 2004 года Эйр выпустил постановление (фактически он выпустил два постановления, которые только запутали процесс еще больше) и включил в него решение, которое содержало требование к Tiger Telematics внести на депозит суда 2,5 миллиона долларов, которые, в случае принятия решения в пользу истца, послужат фондом для соответствующих выплат.

При рассмотрении постановления судебного распорядителя, судья Нельсон прошелся критикой по каждому из участника процесса: Джордану досталось за преувеличение достижений Jordan Grand Prix, Tiger Telematics за легковерие и за то, что компания пыталась принизить свои финансовые возможности, заявляя, что ей очень трудно оплатить гарантийный фонд в размере 2,5 миллионов долларов. Даже судебный распорядитель Эйр получил свое за ошибки, допущенные судебным секретариатом.

Как бы то ни было, судья Нельсон назначил следующее слушание по делу на апрель 2005 года. Примерно в это же время Gizmondo планировала начать выпуск своей продукции, поэтому суд пошел на встречу Tiger Telematics, пересмотрел сроки выплаты депозита и уменьшил размер выплат с первоначальных 2,5 миллионов наличными до 1,5 миллиона в виде акций компании. Акции должны были быть обменяны на наличные деньги прежде, чем обе стороны вновь встретятся в суде. Если Tiger Telematics не сможет перевести акции в деньги, то в случае удовлетворения требований истца, ему будут переданы именно акции.

Если дело касается акций, то это серьезно. Интересно, как Tiger Telematics будет объяснять свои "выкрутасы" инвесторам из далеких штатов, которые, вероятно, считают, что "Grand Prix" – это Pontiac, а "Formula One" - это какое-то дезинфицирующее средство? Посмотрим.

Запись в деле под номером 8-K, датируемая 11 февраля 2005 года, гласит:

“Как было установлено, Jordan Grand Prix, Ltd в марте 2004 года подала иск в британский суд против Компании, которая, по словам истца, нарушила спонсорское соглашение, о котором стороны договорились 17 июня 2003 года и в июле подтвердили этот договор заключением официального контракта.

Спонсорское соглашение подразумевало собой помощь в продвижении на рынок карманного игрового продукта Компании. Однако дата выхода продукта на рынок неоднократно переносилась. Джордан подал иск на $3 миллиона, основываясь на том, что Компания не выполнила принятых обязательств по финансированию, согласно которым 1 января 2004 года она должна была выплатить Jordan Grand Prix 500 тысяч долларов, плюс еще 250 тысяч. Последняя сумма оговаривалась специальным пунктом договора.

26 февраля 2004 года Jordan направила в Компанию официальное письмо, в котором заявила об одностороннем расторжении договора в связи с неплатежами спонсора. Компания считает возможным использовать при защите в суде и просит приобщить к делу.

Компания рассмотрела вариант подачи встречного иска против Jordan Racing и подала ходатайство, чтобы Суд сразу перешел к итоговому заседанию, но Суд отклонил его. Компании пришлось выплатить существенную сумму в счет депозита. Только на таких условиях ей было позволено участвовать в заседании.

Компания обратилась в Верховный Суд, чтобы эта выплата была отменена. В январе 2005 года Суд частично удовлетворил это требование, снизив размеры суммы и позволив выплатить ее часть в виде акций. Компания внесла 70 000 акций в счет депозита. Этот депозит позволил Компании участвовать в слушаниях по делу. До окончательного решения суда компания должна обменять акции на 1.5 миллиона долларов. Хотя Компания не может предугадать, чем закончится тяжба, она готова активно защищать свои позиции."

Интересно, что, несмотря на длительное разбирательство в суде с Эдди Джорданом, год спустя судья Нельсон не стал препятствовать Tiger Telematics еще раз попробовать себя в качестве спонсора в Формуле 1. На этот раз в поле зрения маркетологов попал Дженсон Баттон, пилот BAR, еще один товарищ, склонный проигрывать дела в суде.

В июле 2004 года Gizmondo (прежде известная как Gametrac), заключает контракт с Баттоном, в котором договаривается с ним о помощи в разработке новой игры “Chicane”, которая будет распространяться Gizmondo в виде карманной электронной игрушки.

Предполагаемая звезда “Chicane”, Дженсон Баттон, заявил, что его очень вдохновило участие в разработке новинки: “Любому, кто мечтал оказаться в гоночном кокпите, Chicane придется по душе”, - говорит Дженсон. - “Игра от Gizmondo сделана настолько реалистично, что, играя в нее, вы наверняка получите порцию адреналина”.

Чтобы увеличить доступность этой игры и других изделий британским покупателям, Gizmondo Europe объявила об открытии своего нового магазина в Лондоне на Regent Street 175 специально ради этих игровых устройств. Я не могу дождаться, как Дженсон Баттон появится в Chicane, не важно, на BAR или на Williams – в этой игре можно беспрепятственно поменять команду, а в этом деле Дженсон руку уже набил.

Таким образом, перед вами пример того, как надо в Формуле 1 делать деньги, чтобы содержать два болида, оплачивать существование завода, поддерживать гоночные трассы и сохранять корпоративное гостеприимство, которое можно наблюдать в паддоке во время Гран При. И пока команда Midland-Jordan-Toyota готовилась к Гран При Сан-Марино, состоявшемуся на прошлой неделе, а Дженсон Баттон атаковал шиканы Имолы, Эдди Джордан посетил офис своего лондонского адвоката, где и готовился предстать перед судьей Нельсоном.

Тем временем, в Джэксонвилле, во Флориде, руководство Tiger Telematics, одним глазом поглядывают на свои позиции на бирже, а другим на свое игровое подразделение. И думают о том, что их 1,5 миллиона долларов находятся под реальной угрозой. Им надо решить, хотят ли они действительно подвергнуть себя и свою компанию негативной рекламе, которая в любом случае будет сопровождать судебные разбирательства со сладкоречивым экс-банкиром Эдди Джорданом. Теперь у него есть для этого время, и, по-моему, он просто коллекционирует тяжбы со спонсорами.

"Формула 1. Получи и Потрать". Даже столь отважный человек, как Эдди Джордан, наверняка рад тому, что эта бесконечная гонка для него скоро закончится…


Томас О'Киф
Перевод: GP-m team
Источник: www.autosport-atlas.com
 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг