Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Анализ

Теория чемпионства

Теория - это множество общих,
дедуктивно организованных, предложений…



Чемпионат начался как обычно. Постойте, не кричите о том, что все не так! Я имел в виду, что чемпионат начался без ожидаемой борьбы за победы в гонках, а вовсе не о том, что надоевший до чертиков Шумахер выиграл очередные Гран При и в который раз красная машина мозолит глаза, первой пересекая финишную черту. Пересекала-то она ее всего два раза за три гонки, так что, надеюсь, сильно надоесть не успела, потому как речь пойдет именно о ней. Ну, и конечно, о сине-желтой машине лидера чемпионата.

Согласитесь, основная интрига на данный момент заключается в том, сможет ли Михаэль Шумахер отыграть невероятный гандикап и завоевать еще один, следующий по счету титул? Есть, конечно, и еще очень много самых разнообразных вопросов, таких как сможет ли Ярно Трулли и Ральф Шумахер на Toyota задать жару топ-командам? Вернется ли удача к Физико и пуленепробиваемая машина Фернандо Алонсо неожиданным образом также станет доступна и итальянцу? Когда раскачаются Williams и McLaren? Ну, и, наверное, самый интересный, но, к сожалению, меньше всего влияющий на расстановку сил у лидеров вопрос: Minardi vs. Jordan?

Давайте сразу я отмечу, что речь пойдет о вещах, на данный момент совершенно непредсказуемых. Я не могу (как и никто другой) в точности сказать, что нас ждет после окончания четвертого этапа чемпионата мира 2005 года. Да это и не нужно, потому как в таком случае невозможен сам факт выдвижения каких-либо теорий, как и непреложен тот факт, что эти гонки смотреть никто не будет.

Пока же все поголовно не стали предсказателями и провидцами, будем опираться на то, что у нас есть. На таблицу чемпионата. И постепенно подберемся к тому, что, в принципе, все могут и сами понять, но, возможно, не все имеют желание и время, чтобы разобраться к чему это все может привести.

Фернандо Алонсо

Итак, что мы имеем? Расклад накануне Гран При Сан-Марино таков: Фернандо Алонсо выиграл две из трех прошедших гонок и набрал 26 очков, Михаэль Шумахер сошел в двух гонках, а в еще одной "подобрал" 2 очка.

Не будем вдаваться в подробности того, как такое случилось, все прекрасно знают, как развивались события. Сделанного не изменишь, а значит, нет смысла в данной статье анализировать причины произошедшего. Выполним простое арифметическое действие - вычитание. И получим, что разрыв между лидером нынешнего чемпионата и чемпионом мира составляет 24 очка.

Насколько же катастрофичен такой разрыв? Надо сказать, что желание гонщика, оказавшегося позади лидера, сократить разрыв и получить преимущество в свою пользу не должно подвергаться сомнению, иначе, это какой-то неправильный гонщик. Исходя из этого, остается только вспомнить, насколько часто желания отстающих совпадали с действительностью. Такие ситуации возникали достаточно часто, а вот результаты тех противостояний достаточно противоречивы, но показательны.

И еще раз повторюсь: в данной статье я не пытаюсь анализировать причины тех, или иных событий, ставших поворотными в истории некоторых чемпионатов. Почему получилось так, а не иначе – вопрос совершенно другого анализа. На данный момент меня интересуют только факты очкового гандикапа.

Для начала отмечу, что еще ни одному гонщику в истории чемпионатов мира в классе Формула 1 не удалось стать чемпионом мира, если после первых трех гонок сезона его отставание от лидера составляло 24 очка.

Выдающиеся рывки, все же, иногда удавались. Айртон Сена в 1988 году после трех Гран При проигрывал своему напарнику Алену Просту 15 очков и сумел добиться титула. И сам Михаэль Шумахер в 2003 году накануне четвертого этапа чемпионата отставал от Кими Райкконена на 16 очков, но смог добавить к оформлению логотипа немецкого банка шестую белую звездочку на красном фоне.

Ален Прост

Впрочем, история изобилует и примерами обратного характера, когда явный претендент на чемпионство отдавал титул более удачливым или более работящим соперникам. Тот же Ален Прост, не раз начинал чемпионаты с уверенного лидерства, а потом отдавал чемпионскую корону Росбергу, Пике, Лауде... По общему признанию, француз никогда не находился перед лицом проблемы, перед которой сейчас находится Михаэль, но все же, глядя на карьеру Проста, можно с уверенностью сказать, что "чемпионаты не выигрываются в апреле". Михаэль, не забывай об этом!

Именно Михаэль Шумахер был наиболее близок к достижению удивительного результата. В 1998 году после шести(!) гонок отставание немца от лидировавшего Микки Хаккинена составляло 22 очка. Но, при всем старании, даже для Шумахера такой дефицит оказался не по плечу. Что ж, теперь задача стоит еще сложнее. На два очка сложнее той, с которой он не справился.


Пока Флавио Бриаторе наслаждается успехом, а его гонщики готовятся в очередной раз всех порвать на трассе, выкладываясь, возможно, "на 80 процентов", в Ferrari царит... нет, не уныние, рабочий настрой. Боевые гонщики вместе с тест-пилотами работают на собственных трассах команды и пытаются устранить уже известные недостатки конструкции болида, которые так некстати проявились на первой гонке новой машины.

Что бы ни говорили главные действующие лица итальянской конюшни, проблема с коробкой передач, корпус которой вместо титана сделан из карбонового композита, существует. Абсолютно точно - узел перегревался. Не рано ли Рори Бирн передал полномочия Альдо Коста? Номинальное руководство Рори сможет принести те же плоды, что и его непосредственная работа на реальном поту главного конструктора?

На данный момент можно сказать, что на Ferrari работает беспрецедентно длинный чемпионат, в иные года можно было бы сказать, что у команд еще все впереди – осталось еще 16 гонок. Но вот разрывы в личном и командном зачетах - это работает на Renault. Прибавим к этому потрясающую приспосабливаемость R25 к любым типам трасс и получим очень серьезно оружие в руках Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикеллы.

Конечно, мы видим и парадоксы во французской команде, когда болид Фернандо практически невозможно сравнить с машиной Физико. Что это? Карма итальянца или невероятное везение испанца? Остается только надеяться, что Джанкарло сможет показать всю свою силу на трассе, а не растратить ее на бесплодные попытки победить капризную технику.

Так что же нас ждет на оставшихся этапах чемпионата?

Не будем пока брать в расчет Ярно Трулли, Ральфа Шумахера, Джанкарло Физикеллу и любого другого гонщика не из Renault и Ferrari. Успех любого из этих гонщиков автоматически приводит нас к ситуации, когда они начинают отбирать очки у лидера чемпионата и в таком случае, отчасти, работают на Михаэля. Любая помощь действующему чемпиону сейчас придётся очень кстати, а посему она будет еще одним фактором, который, несомненно, может обострить борьбу характеров и мотивировок.

Почему в этот список попал Физико? Как ни странно, любое достижение Джанкарло, особенно победа, также работают на Ferrari. Именно на команду Ferrari и против Фернандо. Мы же вернемся к самому крайнему случаю, пока именно он интересует меня с точки зрения переломного пункта для Шуми.

Предположим, что в Имоле Михаэль Шумахер по причине какого-нибудь форс-мажора (дождь на квалификации, или, там, авария в плотной борьбе за лидерство с тем же Фернандо Алонсо) не сможет набрать в этой гонке ни одного очка. Конкретное место испанца в таком случае, в принципе, уже не будет иметь значения.

Я не думаю, что Алонсо без внешнего воздействия не попадет в начало очковой зоны, а в этом случае разрыв между интересующими нас пилотами будет составлять как минимум 30 очков. Разрыв, по понятиям истории чемпионатов, преодолеть который абсолютно невозможно! Что в таком случае будут делать в Ferrari?

Я не зря упомянул, что именно форс-мажор помешает Михаэлю. В случае "сырой" техники у Ferrari и отсутствия одного маленького нюанса представленные далее выкладки приобретают чисто академический интерес, не имеющий к реалиям чемпионата никакого отношения. Нюансом же является… Рубенс Баррикелло.

Рубенс Баррикелло

Да, да! Именно бразилец, обладающий стилем гонщика, использующего для торможения правую ногу, что обеспечивает ему более бережное обращение с резиной на длинных дистанциях, и имеющий на своем счету 8 очков может стать секретным оружием итальянской команды.

На основе вышеизложенных предположений итогов Гран При Сан-Марино, теория чемпионства приобретает следующий вид: если Ferrari и суждено завоевать титул в этом году, то чемпионом станет именно Рубенс Баррикелло. Почему так? Давайте посмотрим…

Итак, Рубенс, гонщик с огромным опытом, уже может себе позволить общаться с любой машиной, появившейся на заводе в Маранелло, на "ты", а с условием безмерной поддержки со стороны команды, я уверен – Баррикелло может творить чудеса на трассе. Впрочем, думаю, что с этим спорить никто не будет.

А теперь давайте представим ту самую гипотетическую ситуацию после Гран При Сан-Марино, когда у Рубенса может оказаться, ну, скажем, от 14 до 18 очков на счету. Его отставание от Алонсо в лучшем для него случае (в случае победы бразильца) составит от 8 до 16 очков в зависимости от результата Фернандо. Согласитесь, отставание за 15 гонок до конца чемпионата отнюдь не критическое. А с учетом того, что очковый каравай пощипать желают отнюдь не только Renault и Ferrari, ситуация на несколько последующих Гран При видится абсолютно непредсказуемой.

Несмотря на то, что теперь на трассе действительно очень многое зависит от гонщика, стратегические и тактические качества руководства команд, все же, играют не последнюю роль в значимости влияния на результаты чемпионата. Какую же стратегию должен избрать Жан Тодт на остаток чемпионата? Думаю, что этого не знает никто, кроме него самого, да может еще Росса Брона и Михаэля Шумахера.

В случае отменной формы Renault на европейских трассах с европейской погодой, видится один вариант, который в той или иной мере может устроить всех в Ferrari. Работа на Рубенса. Что в лучшем случае получат ключевые фигуры итальянской команды?

Рубенс получит карт-бланш, которого он ждет уже четыре года. Конечно, можно вспомнить Эдди Ирвайна, который таким шансом не воспользовался, но Рубенс далеко не Эдди. При условии возврата к потрясающей надежности Ferrari в прошлых чемпионатах и если бразилец, все же, сможет выступать стабильно, можно предположить, что Баррикелло по плечу навязать борьбу, как лидеру чемпионата, так и тем, кого я, возможно незаслуженно, но лишь с целью упростить расклад оставил за скобками.

Наверняка, в этом месте многие подумают: "Америку открыл!". Нет. Это, разумеется, прописные истины, ради которых не стоило и затевать разговор. Суть в другом, в том, что предполагаемое развитие событий может не позволить говорить о поражении Михаэля даже в том случае, если он и не станет чемпионом.

Михаэль Шумахер

Михаэль получит возможность быть "битым" собственным напарником по команде… Кто-нибудь сможет сказать, что для Михаэля это будет "настоящим" проигрышем? Проигрышем на трассе и в борьбе, когда победитель реально сильнее проигравшего? Думаю, что нет. Согласитесь, для команды, в которой никогда не скрывали приверженности работать на общий результат и использующей любые возможные способы достижения цели, такая стратегия вполне впишется в стандартный стиль общения пресс-секретаря, с кем бы то ни было. Все объяснимо и все логично! Такой вариант устроит и Шуми, если он соберется "оторваться" в 2006 году, перед своим предполагаемым уходом.

Возможно, Жан Тодт, Росс Брон и Лука ди Монтедземоло получат в свое распоряжение еще один, а может и два кубка, и смогут со спокойной душой наслаждаться своей крутизной и пытаться устроить дела команды с крепкой стенкой за спиной. А для того, чтобы больше такой нервотрепки не было, расстараться и добиться того, чтобы мысли, которые приходят в голову Макса Мосли там и оставались.

Вот Вилли Вебер получит головную боль. Наверняка предприимчивый агент уже заказал дизайн новых побрякушек с заветной цифрой "8". Впрочем, жизнь агента нелегка, иногда приходится и крепко расстраиваться. Может, в таком случае, и Ральфу достанется больше внимания?

Интрига, о которой я говорил в начале статьи, может скрывать куда более интересные вещи! Ведь может оказаться и так, что то, над чем мы сейчас ломаем головы (хорошо, согласен, я ломаю голову...), через пару месяцев не будет волновать вообще никого.

Конечно, теория сыра, в ней много "если" и "бы". По большому счету, это больше тянет на знаменитый принцип "трех "П": пол, палец, потолок. Но уж больно хотелось поделиться с Вами пришедшими в голову мыслями. До начала Гран При Сан-Марино осталось всего 2 дня, так что расставлять приоритеты и акценты уже просто нет времени. Хотелось бы услышать и Ваше мнение о приведенных измышлениях.

Приглашаю всех к обсуждению. А почему бы и нет?


 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг