Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Персона

Новый герой: Ярно Трулли

Даже принимая во внимание доминирование Фернандо Алонсо, справедливо сказать, что Toyota пока стала самым большим сюрпризом сезона, а Ярно Трулли находится на острие атак японской команды. После увольнения из Renault в прошлом году, итальянцу понадобилось всего три гонки в отсутствие критики в свой адрес, чтобы восстановить свою гоночную скорость. Адам Купер решил выяснить впечатления Трулли от начала этого сезона.

В то время как Фернандо Алонсо на данный момент бесспорная звезда сезона, его бывший товарищ по команде Ярно Трулли находится предельно близко к нему и на трасе и в вопросах собственной репутации. Действительно, итальянец, вероятно, достиг гораздо большего прогресса, если посмотреть на то, откуда он начал свою карьеру в новой команде.

Как сильно меняют шесть месяцев! Когда Renault уволила его в сентябре прошлого года, Трулли, казалось, был совсем не в форме. Блестящее начало сезона, включая незабываемую победу в Монако, превратилось в постоянную борьбу с R24. Обидел ли его Флавио Бриаторе? Действительно ли он потерял доверие, или это было лишь стечением обстоятельств? Есть различные теории.

Его могли утешить две вещи: он получил работу в Toyota, а Жак Вильнев, подтвердив, что болид Renault был совсем не прост в управлении, не смог помочь французской команде в ее борьбе за второе место в чемпионате.

Две гонки Трулли за Toyota в Японии и Бразилии начали процесс восстановления, и с тех пор он заставил замолчать критиков его скорости на трассе, по крайней мере, в последних двух гонках он был весьма последователен. Давайте поближе посмотрим, как разворачивалось начало его сезона.

Австралия

Трулли повезло в Австралии, и он занял в первой дождевой квалификации второе место. Он удержался на этой позиции и в воскресенье утром. В гонке он посрамил скептиков и остался за обладателем поул-позиции, Джанкарло Физикеллой, оставив остальных далеко позади, хотя Физикелла, вероятно, имел в своем распоряжении гораздо более совершенный болид. После первого пит-стопа он драматично выпал из сильнейшей обоймы, и в конечном счете, и из очковой зоны. Впрочем, к концу гонки он снова быстро шел по трассе.

Проблема с задними шинами проявилась уже к первому пит-стопу. И единственное реальное свидетельство этого мы узнали от специалиста Michelin, который явно видел возникшую проблему своими глазами. К концу гонки неприятности с износом странным образом исчезли, что и показал тот факт, что Ярно восстановил свою скорость.

Существовало даже предложение, чтобы это был "тот самый старый Ярно", который борется с несуществующими проблемами, и не может никак совладать с болидом. Даже источники в Michelin звучали скептически, а по результатам двух гонок и с учетом осмотра шин на болиде Ральфа Шумахера считали, что проблем с шинами не было. Но на самом деле, это была реальная проблема для Ярно.

"Это было очень странно", - вспоминает Трулли. "Износ шин в конце гонки был не намного больше, чем у всех остальных. Но в течение гонки я ощущал сильную вибрацию. Когда я остановился на пит-стоп, шина была иссечена, пузырилась и расслаивалась, происходило что-то совершенно сверхъестественное, что даже специалисты из Michelin не смогли объяснять. После гонки они проанализировали шины и сказали, что нет никаких проблем. Вероятно, все следы стерлись за то время, что я ехал после пит-стопа. Фактически, в конце гонки я снова шел быстро".

Так значит, был трудно убедить людей, что проблема действительно была?

"Я не знаю. Я не волнуюсь об этом. Мы знали, что в гонке мы, вероятно, не будем столь хороши, как в квалификации, но некоторых участках на болид был достаточно быстр, надо было просто улучшить его в будущем".

Малайзия

Многие думали, что квалификация в Австралии была счастливой случайностью, и в Малайзии уикенд у Трулли начался тихо и незаметно, но он видел, что у болида есть потенциал.

"В пятницу был не очень хороший день. У меня были проблемы с электрикой, так что я был должен остановиться. Но когда я был на трассе, болид был великолепен и Ральф подтвердил это очень хорошим временем на круге. Утром в субботу дела пошли лучше, и я показывал хорошее время".

Он был второй в первой квалификации, и подтвердил свою позицию в воскресенье, когда некоторые думали, что Toyota, возможно, залила в его болид мало топлива, чтобы, попробовать получить поул. Вместо этого, команда твердо стояла на том, что она работала на гонку.

"Мы пытались воплотить в жизнь нашу стратегию, и, кажется, все сработало как надо. Болид был хорош весь уикенд, и было бы очень сложно потерять такую замечательную позицию в квалификации. Машина отлично вела себя на протяжении всей гонки, баланс был превосходен, и не было никаких фатальных проблем с шинами. Надо признать, что износ шин, все же, был высок, но я мог управлять этим процессом".

Трулли лучше, чем кто-либо знает, насколько хорошо может стартовать Renault. Правила обороны теперь более строги, чем прежде, а Toyota стала гораздо лучше чувствовать себя на трассе, но Ярно все равно волновался, что Физикелла пройдет его.

"Да, это было. Я предполагал, что придется побороться, но теперь я думаю, что единственный человек, который тогда был быстрее меня - Фернандо. Физикелла вообще не доставил никаких проблем. Я просто уехал от него и сосредоточился на своей гонке. В конце концов, я заработал фантастическое второе место, которое заслужил".

Так что, он был удивлен тем, что Физикелла провалился позади него?

"Я не знаю. Удивлен или нет, я просто занимался своей гонкой, мне было чем заняться. Я думаю, что я смог бы ехать в темпе Фернандо, это было только вопросом желания. Я абсолютно не гнал во весь опор! Думаю, что для команды был слишком важен этот подиум. В конце гонки все были просто в панике: "Медленнее! Медленнее!" Это была хорошая гонка и фантастический результат. Не было никаких серьезных проблем, и с середины гонки я действительно снизил темп, чтобы сохранить шины и двигатель. Так и было".

Бахрейн

И снова Трулли был вторым после Алонсо в первой квалификации. Отставание от первого места было настолько невелико, что некоторые вновь посчитали, что Toyota выйдет на трассу с малым количеством топлива и лишит Renault поула. Это могло бы стать неплохим PR ходом, но фактически оказалось, что машины обеих команд были заправлены примерно одинаково и при этом показывали великолепную скорость. Даже после того, как Михаэль Шумахер отодвинул Трулли на третье место на старте, Ярно казался вполне счастливым своими перспективами в гонке. В отличие от Шумахера, который выглядел довольно несчастным, зная, что поул был его единственной надеждой.

"У меня была весьма тяжелая машина. Ко всему на болиде проявлялась некоторая недостаточная поворачиваемость, так что по сравнению с Ferrari я терял немного больше времени. Я уверен, что болид Михаэля был немного легче моего. Никто этого не знает и, видимо, никто не узнает, но, глядя на его машину в гонке, у меня было чувство, что она была легче. Именно поэтому после квалификации я был, в общем, доволен. Я был на третьем стартовом месте, а это означало, что я был на чистой стороне трассы".

Снова Ярно отменно стартовал, но недостаточно для того, чтобы подскочить перед Михаэлем. Он был близок к этому в комплексе первых поворотов, и действительно в течение секунды или двух все выглядело так, что итальянец сможет пройти и Алонсо, но Трулли занял неправильную позицию в той ситуации и вынужден был остаться третьим.

"Я почти сделал это, был очень близок к тому, чтобы захватить лидерство! Самая большая проблема состояла в том, что во втором повороте мы шли очень близко. Михаэль пошел на это только потому, что он, как я полагаю, был гораздо легче нас, и он хотел пройти Фернандо. Разумеется, он очень рисковал. Я уверен, что это был его единственный шанс пройти всех и показать отменный темп в первой части гонки. В конце гонки, как все видели, у шин Bridgestone были большие проблемы, так что я не думаю, что Ferrari доставила бы мне хоть какие-то проблемы".

Считаешь, что Михаэль в начале гонки был слишком агрессивен?

"В первом повороте все было OK. Во втором повороте я решил отступить, потому что я помню как в прошлом году Сато и Ральф Шумахер столкнулись друг с другом, потому что никто не хотел уступать, и, в конце концов, это испортило им гонку. Это был первый поворот, первые круги. У меня впереди была еще целая гонка. Я знал, что болид очень быстр и не хотел закончить борьбу, так и не начав ее".

Хотя по телевидению это и не было показано, Ярно оставался довольно близко к Алонсо и Шумахеру в первой части гонки, и он был весьма близко к Алонсо после первых пит-стопов. Но как только он пытался сократить разрыв, испанец показывал, что именно он контролирует ход гонки.

"На первой стадии, когда Фернандо штамповал быстрые круги, я подумал, что в такой ситуации мы очень немногое сможем сделать. Я уехал от Уэббера, я уехал от всех, так что это была моя собственная гонка. Пришлось заботиться о двигателе, и парни из команды рады тому, что в Имоле у нас будет довольно свежий двигатель. К концу гонки я действительно снизил уставку ограничителя оборотов, но при этом я все равно шел очень быстро.

"Я терял секунду на круге только из-за ограничителя, но мы все равно были конкурентоспособны. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что это был хороший результат для нас. Когда Фернандо хотел, он был где-то на 0,5-0,7 секунды на круге быстрее меня. В таком положении можно сделать очень немного. Если посмотреть на квалификацию, то так или иначе – я проиграл полсекунды. В субботней квалификации Алонсо допустил ошибку, и я отстал всего на 0,15 секунды, но в воскресенье он снова был быстрее меня на полсекунды. Эти характеристики ясно представляют ситуацию".

Имола и дальше..

Даже Трулли признает, что он пока удивлен результатами: "Если честно, то я не ожидал такого. Скажем так, в Австралии мы извлекли пользу из погодных условий, но в Малайзии думаю, что мы отлично поработали на заводе - новый аэродинамический пакет и механические усовершенствования. У нас был великолепный болид на трассе, но мы такого не ожидали! Будет интересно посмотреть, сможем ли мы быть так же конкурентоспособны в будущем. Сейчас мы счастливы!"

В то время как в прошлом Toyota лишь иногда наслаждалась более-менее хорошими позициями в квалификации, на сей раз пришло время выступать на другом уровне. Две гонки к ряду, где болид команды были вторыми по скорости на квалификации в субботу, когда все используют минимальное количество топлива и показывают истинную скорость – это все, что надо сказать. Это много говорит и о гонщиках, и о болиде.

"Это важно по многим причинам. Прежде всего, мы подтверждаем, что делаем успехи. И в вопросах работы команды, и в вопросах развития болида. У машины есть отличное качество – у нее хороший темп. Это многообещающее качество. Нельзя сказать, что эти результаты окончательно закрепили нашу команду вверху таблицы - сезон очень длинный, а наши конкуренты очень сильны. Но очень приятно видеть, что Toyota не стоит на месте и прогресс команды и болида так хорошо заметен.

"В Австралии мы с большой долей везения попали на первый стартовый ряд, но в гонке была серьезная проблема с задней шиной, которая отнюдь не помогала мне завоевать высокое место в итоговой классификации. В Малайзии же, мы постоянно были наверху, всегда в пятерке или шестерке лучших, а в квалификации с одинаковым для всех запасом топлива мы снова оказались на первом ряду стартового поля. Мы определенно сделали шаг вперед с прошлого года".

В прошлых сезонах Toyota столкнулась с проблемой, оказавшейся для команды невероятно сложной – стабильность. Одна гонка была хорошей, а в следующий раз гонщики боролись не с соперниками, а со своими болидами. Результаты этого сезона говорят о том, что проблема решена?

"Есть некоторые трассы, где раньше Toyota не могла показать хороших результатов, например в Барселоне. Это мой первый год с командой, так что я не много знаю об этом. Сейчас работа строится на постоянном анализе. Мы проанализировали австралийскую гонку и поняли очень много. В Малайзии мы изменили некоторые элементы, и все стало выглядеть гораздо лучше. Думаю, что для нас это великолепный опыт. Улучшение характеристик, прежде всего, основано на понимании проблем. Только тогда можно прогрессировать.

"Я не могу сказать, что я абсолютно уверен в нашем постоянном прогрессе, но что я могу точно сказать, так это то, что от гонки к гонке наш анализ будет давать все лучшие и лучшие результаты. Мы стремимся не делать ошибок, и будем пробовать с каждой гонкой быть все более стабильными. Но у всех команд есть тенденция сменять хорошие гонки плохими.

"Когда у вас есть очень быстрый болид, вы не замечаете этого, потому что машина очень быстра почти везде. Когда же болид недостаточно конкурентоспособен, то иногда вы можете быть и чрезвычайно быстрыми, а иногда просто невозможно заставить болид "лететь" по трассе. Мы видели такую ситуацию в Renault в прошлом. Иногда они были очень сильны, как в Малайзии, но на других трассах болид был не настолько хорош".

Хотя на данный момент он был быстр на различных типах трасс, Трулли знает, что дальше легче не станет.

"Старт сезона был отличным, я постоянно нахожусь впереди. Но не стоит терять голову от успеха. Прошедшие два Гран При проходили в очень жарких условиях. Я не могу сказать, что эти трассы похожи, но могу сказать, что эти трассы определенно подходят для нашего болида, для стиля управления наших гонщиков и для нашего аэродинамического пакет. Нам предстоят две гонки, которые, как я думаю, будут немного тяжелее.

"На предстоящих гонках у нас будет новый аэродинамический пакет, разумеется, будут и новинки внутри болида, вероятно буду серьезные изменения с задней подвеской. Но это лишь малая часть, вскорости появятся очень большое количество новинок. Мы надеемся, что сможем серьезно улучшить хпрактеристики болида. Исторически, Имола никогда не была хорошим Гран При для Toyota, именно поэтому я немного волнуюсь".

Ну, и наконец о самом приятном для Ярно. Так или иначе, это в любом случае будет интересный уикенд для Трулли. Как и Хуан Пабло Монтойя, итальянец вскоре станет отцом, хотя колумбиец его с этим и опередил.

"Я жду, что мой ребенок родится в уикенд, когда будет проходить гонка в Имоле. Я просто горю от нетерпения в ожидании этого события! Я надеюсь, что смогу быть там, когда это случится. Такое событие - новый опыт в жизни, посмотрим…

"Это будет тяжелый сезон. 19 гонок как-никак! Так что дома мне не часто придется бывать. Я не сильно беспокоюсь по этому поводу, потому что мама будет проводить с нашим сыном очень много времени, а я ей полностью доверяю. К сожалению, папа сможет насладиться обществом своего ребенка только тогда, когда мальчик станет немного старше".

Ну что ж, вперед Ярно!


Адам Купер
Перевод: Евгений Ветров
Источник: www.autosport-atlas.com
 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг