Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Событие

А. Приоритеты: Бей Первым!

В 1994 году после страшного уикенда в Имоле, унесшего жизни Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны и тяжелейшей аварии Карла Вендлингера в Монако, потрясенные пилоты основали Ассоциацию Пилотов Больших Призов (АПБП). Или в английском написании – Grand Prix Drivers' Association (GPDA).

Первоначально "профсоюз пилотов", как его называют в паддоке, ставил своей целью защиту интересов пилотов на трассах, большей частью выражающуюся в формировании требований пилотов к мерам безопасности на автодромах. За прошедшие десять лет он и в самом деле достиг успехов на этом поприще.

После каждой гонки FIA получает от профсоюза официальное письмо с замечаниями и рекомендациями по повышению мер безопасности. Федерация обязательно прислушивается к мнению пилотов, и в последние годы реально удалось избежать многих фатальных последствий тяжелых аварий.

Формой работы ассоциации, о которой знают практически все интересующиеся Формулой, являются брифинги пилотов, проводимые перед каждым Гран При. На них обсуждаются любые вопросы гонщиков, которые в данный момент владеют их умами и сердцами.

Так какие же мысли буквально материализовались на очередном заседании "профсоюза" в пятницу перед Гран При Малайзии? Стараниями средств массовой информации и не в последнюю очередь лично "российского голоса Формулы 1" все знают о том, что же на нем обсуждалось. Напомню предысторию.

На Гран При Австралии одним из немногих, заслуживающих упоминания событий, стало столкновение Ника Хайдфельда и Михаэля Шумахера. Событие, которое обсуждалось много и бурно. Но это всего лишь явилось тем самым "нажатием на кнопку", которое запустило не менее бурное обсуждение на брифинге.

Михаэль Шумахер

Вкратце, суть разговора можно передать примерно так: Шумахер нарушил устную договоренность пилотов о том, что они обязуются не совершать движений в сторону соперника в зоне торможения любого поворота для предотвращения аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в таком случае. Понятно, что такое соглашение не гарантирует стопроцентной безаварийности, но реально снизить количество инцидентов может.

Как только появляются слова "устная договоренность", возникает вопрос: "По какому принципу эти договоренности принимаются или отклоняются?"

Наверняка те, кто смотрит Формулу хотя бы с 2001 года помнят, как в том году после сентябрьских терактов в Нью-Йорке на брифинге пилотов перед Гран При Италии Михаэль Шумахер предложил отказаться от атак соперников в узкой шикане Prima Variante трассы в Монце. Жак Вильнев тогда сказал, что не намерен придерживаться этой рекомендации. Он де, приехал гоняться, а гонки по определению опасный вид спорта, так что не стоит доходить до маразма.

В результате каждый был сам волен принимать решение по этому поводу. Официальной договоренности не получилось. Заметьте, всего дишь по нежеланию участвовать в ней одного человека! На старте гонки все и так прошло без эксцессов. Повезло.

Вернемся к вопросу, обсуждавшемуся в Малайзии. Позиция Ника Хайдфельда была проста и в то же время необычайно эффективна: "Шумахер нарушил договоренность, которая была разработана и принята специально, чтобы исключить аварии и смертельные случаи! Он виноват!"

Что ж, Ник логично остался "ромашкой на лужайке", а Михаэлю все выразили общественное "фи!". Ну, да главное то ведь не в этом! На наших глазах вершится история и возникают прецеденты.

Что же говорили другие гонщики?

Марк Уэббер

Марк Уэббер, сопредседатель АПБП:
"Мы открыто говорили об этой проблеме. Отмечу, что мы ничего не расследовали и не проводили никакого голосования. Мы просто обсуждали то, что случилось и как это соотносится с нашими договоренностями. Михаэль точно провел одну попытку защиты, возможно, он пытался провести подобный маневр еще раз. Как результат – Ник оказался на траве".

Знал бы Марк, в какую зону торможения он попадет через два дня! Предполагаю, что Джанкарло Физикелле перед следующим брифингом пилотов проще будет просто застрелиться. Ведь обязательно найдется еще одна "устная договоренность" (а может и та же самая), которая и его заставит извиняться под "дружеским" прессом "большинства голосов". Уэббер, раз уж очков не досталось на Сепанге, хоть этим сможет удовлетвориться.

"Большинство людей были рады тому, что вина Михаэля была немного больше, чем Ника", добавил Марк. Интересно, как в этот раз распределится народное счастье?

Жак Вильнёв

Жак Вильнев:
"У них была собственная дискуссия по этой проблеме. Ник с Михаэлем наверняка бы нашли миллион причин для продолжения обсуждения вопроса виновности или невиновности. Мы же, все вместе, обсуждали несколько другое. Разговор шел не о возможной вине пилотов, а лишь о том, какие действия приемлемы на трассе, а какие нет. Я хочу отметить, что общий диалог происходил во вполне спокойной обстановке и центральным вопросом обсуждения, все же, являлась безопасность на трассе".


Дэвид Култхард

Дэвид Култхард:
"Позиция Ника была такова, что с ней невозможно было не согласиться. Даже Михаэль, хоть сначала и выступал против нее, в конце концов, согласился с тем, что так делать не стоило. Мы услышали его извинения и обещание в будущем так не поступать. Время покажет, повторится ли это снова".

Инцидент исчерпан? Может и так, а может и нет. Конечно, обсуждать именно это событие никто вслух больше не будет (хотя вспомнят не раз), но оно выдало карт-бланш пилотам на внесение в гипотетический устав АПБП главной статьи, под пунктом "А" и с названием, созвучным с именем ассоциации: "А. Приоритеты: Бей Первым!"

Похоже, что мы еще неоднократно увидим, как на собрании профсоюза будут происходить события, которым впору происходить в залах суда или на разборе технической комиссии. И не будем забывать, что в суде прав не тот, кто прав, а тот у кого больше прав или у кого юристы сильнее. А значит, можно считать, что "разведка боем" в сообществе пилотов началась.

Война за кусок пирога между высшими эшелонами команд, FIA, FOA, GPWC и черт знает кого еще разбудила в гонщиках интерес к политическим играм? Возможно, мне это только кажется и дай Бог, чтобы это так и было! Дело пилотов гоняться, а не писать правила и следить за их соблюдением. И уж тем более не делать из постановлений, сделанных "в дружеской" обстановке предмет обсуждения средств массовой информации.

Ребята, держите свое при себе и дайте нам смотреть захватывающие гонки! Политики у нас и так хватает...


 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг