Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Персона

Работяги. Интервью с тест-пилотами Ferrari. Часть 2

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.


Новый технический регламент наложил ограничения на аэродинамику болидов, значительно уменьшив прижимную силу. К тому же правила ограничили количество покрышек, используемых для квалификации и гонки, одним комплектом, заставив шинников готовить более жесткие составы резины.

Вопрос: "После введения новых правил, ваша роль тест-пилота не стала более утомительной?"

Лука Бадоер: "Я бы не сказал "более утомительна". За последние годы роль тест-пилотов становится все более важной. Если, конечно, судить о количестве пройденных кругов за год, то стало сложнее. Если сравнивать работу с прошлогодней машиной и новой, то мало что изменилось: да, прижимная сила уменьшилась, как итог добавилась секунда на круге. Но из этого не следует, что болидом стало легче или труднее управлять".

Лука Бадоер за работой

Вопрос: "Каковы ваши впечатления от работы с модифицированным болидом, и что вы ожидаете от скорости машин '05? Судя по последним тестам, она достаточно близко приблизилась к прошлогодним результатам на круге".

Марк Жене: "Для меня было удивительно, что Фернандо Алонсо смог подобраться до 1:13.9 (18.02, Барселона). Думаю, что такого не ожидал никто, ни FIA, ни команды. Я бы заметил, что это немного настораживает, так как все изменения (в регламенте) были направлены на снижение скорости. Но это все были результаты на одном круге, а попробуйте пройти большую дистанцию с темпом 1:14”.

“По управлению болиды стали больше обычные машины. В прошлом сезоне, вы бы достигли этих показателей еще в квалификации, теперь же - на последних кругах гонки. Здесь и скажутся 20%-ые ограничения прижимной силы. Хотя некоторые команды заявляют, что компенсировали большую часть потерь, но я удивлен этому, наверное, как и все остальные".

Лука Бадоер: "Формула 1 становилась все быстрее, поэтому я не так удивлен - с каждым годом машины прибавляли по секунде. Сейчас же мы потеряли одну – полторы секунды в начале, но мы приблизим результаты к прошлогодним показателям. Если бы регламент не изменился, то, вероятно, лучший круг в Барселоне был бы не 1:13.9, а 1:12.5. Я был уверен, что наверстаем упущенное по ходу сезона, но не ожидал, насколько быстро это произойдет".

Вопрос обоим пилотам: "Мы много читали в прессе, что для более эффективной работы резины пилоты должны пересмотреть свой стиль пилотирования. Это действительно так? Теперь, при симуляции гонки, вы пилотируете так же, как и раньше, или вы больше бережете резину?"

Перетормаживание отрицательно сказвается на покрышки

Лука Бадоер: "Если вы уверены, что комплект выдержит всю дистанцию, то ничего для вас не изменится – пилот без труда пройдет дистанцию, с первого круга до последнего. С другой стороны, если ресурс ваших покрышек на 10 кругов меньше дистанции, тогда вы будете ехать так, чтобы сберечь резину. Все эти ограничения проверяются нами на тестах, оценивается каждая трасса".

“Стиль пилотирования не изменится. У каждого гонщика есть свой стиль, его сложно изменить под какие-то технические правила. Наоборот, для вас важнее, чтобы резина и болид соответствовали вашему стилю. Изменится только способ прохождения дистанции – он будет зависеть от ресурса резины”.

Марк Жене: “Понятно, что теперь будет проще двигаться за кем-либо, сидя прямо на хвосте. Пилотам, обладающим более агрессивным стилем, атакуя в гонке, трудно будет всякий раз вспоминать о резине. Конечно, можно выдерживать правильные траектории (позволяющие сберечь комплект), но, на мой взгляд, это сложно, особенно если вы не лидер”.

“Что касается меня, то при снижении прижимной силы машины я стараюсь вести себя менее агрессивно на торможении, иначе очень легко заблокировать колеса, особенно когда поворот не высокоскоростной. При торможении с 300 км/ч прижимная сила значительна, но при 200 км/ч все иначе. Так что мой стиль сильно не изменился, но порой следует себе напоминать, что с тормозами следует быть более осторожным, – погнавшись за сотыми долями секунды, можно потерять гораздо больше”.

Вопрос: “Вы проверили конечную спецификацию Bridgestone. Что вы можете сказать?”

Лука Бадоер: “Вы знаете, что в последних тестах в Валенсии принимали участие Рубенс и Михаэль. Это были очень важные испытания резины, определяющие ее структуру и состав. Тесты были последними перед стартом сезона, они во многом определили выбор резины на Гран При Австралии. Но выбор зависел не только от последних испытаний. Я выполнил в Барселоне похожую программу работы с покрышками. Хотя окончательно решение, как я думаю, еще не принято”.

Марк Жене: “Насколько мне известно, я не испытывал финальную спецификацию. Я только что закончил программу с множеством вариантов, я бы сказал, с различными спецификациями. Да и сложно что-то судить по результатам, показанным в Валенсии или Барселоне в силу различных с Австралией температурных условий. Возможно, в Австралии этот выбор будет скорректирован”.

Авария Михаэля Шумахера на тестах в Монце в сентябре 2004

Вопрос для вас обоих: “В прошлом году в Формуле 1 произошло много аварий по причине поломок в конструкции машины. Насколько новые правила помогут избежать таких случаев? Говорят, что машины стали опаснее”.

Марк Жене: “Я не думаю, что существуют проблемы в конструкции антикрыльев или подвески, к тому же вы можете заменять подобные элементы (напр., антикрыло), как и в прошлом году. Я не думаю, что в этом плане стало опаснее или безопаснее. Единственное, что мы не можем менять – резину, но шинники не беспокоятся об этом. Они не думают, что у пилотов возникнут какие-либо проблемы, не смотря на происшествия прошлого сезона”.

“Я полагаю, что структура резины будет та же, что и в прошлом году. Производители не волнуются, хотя теоретически проблем с резиной должно стать больше. Продержится ли она до конца гонки – это уже другой вопрос, но вопросы о ее структуре, думаю, решены”.

Лука Бадоер: “Я согласен с Марком. На презентации Росс Брон сказал, что благодаря новым правилам мы увидим “гораздо больше обгонов в гонке”, поскольку он верит, что болиды после пит-стопа будут медленнее прошлогодних, на которые устанавливался новый комплект резины”.

Но, кажется, Бадоер не совсем согласен с Броном.

Вопрос: “Так будут ли эти, всеми желаемые обгоны?”

Лука Бадоер: “Вряд ли что изменится. Скорее разрывы между пилотами только возрастут – это мое мнение. Да и вообще, за некоторым исключением, в Формуле 1 обгонов никогда и не было. Увидеть и настоящий спектакль, и обгоны – это только мечты. Формула 1 – это совсем другое зрелище. Ф1 – утончённый вид спорта, который должен освещаться как можно больше, возможно, телезрителям следует предоставлять больше информации, больше данных о времени круга, о стратегии и другую подобную информацию. Гонка становится гораздо интереснее, если вы знаете ее подноготную”.

“Но, честно говоря, я не думаю, что с появлением обгонов зрелищность значительно поднимется”.

С прошлого года команды, не занимающие по итогам предыдущего сезона в Кубке конструкторов место в первой четверке, имеют возможность выставлять третий болид на пятничных тренировках уик-энда. Третий болид может пройти большую дистанцию, поскольку ему не грозят штрафы в случае сгоревшего двигателя, что позволяет этим командам получить драгоценную информацию, которая поможет в выборе типа резины и лучше настроить болид на гонку.

В минувшем сезоне тест-пилот команды BAR, Энтони Дэвидсон, часто лидировал по пятницам. BAR занял второе место в чемпионате, тогда как McLaren только пятое, проведя свой худший сезон за последнее десятилетие, получив право выставить третий болид в этом году.

Лука Бадоер и Энтони Дэвидсон

Вопрос к обоим: “Ваша работа, как правило, остается за кулисами. Наблюдая за происходящим с другими пилотами, например, за Дэвидсоном в прошлом году, вы, хотя бы немножко, завидуете им? Ведь у вас нет такой возможности показать себя?”

Марк Жене: “В прошлом году – Дэвидсон, теперь третий пилот McLaren – это очевидно, все команды знают, что в этом году, с новым регламентом, тест-пилоты топ команд будут быстры, поскольку по пятницам работа двигателей (боевых машин) будет сильно ограничена, резина пройдет меньшую дистанцию. Да, для поклонников, не очень хорошо разбирающихся в Ф1, будет удивительно, что тест-пилот опережает сильнейших пилотов”.

“Но люди Ф1, располагающие большей информацией, знают, что невысокое время круга объясняется не гоночными качествами пилота, а ограниченными оборотами двигателя и единственным комплектом резины. Так или иначе, начиная с прошлого сезона, я предпочитаю оставаться в топ команде (без шанса выступать по пятницам), чем работать в команде, занимающей 5 или 6 место, и участвовать в свободных заездах”.

Лука Бадоер: “Я также доволен своей ролью в Ferrari. Конечно, моя мечта – вернутся в гонки, и если бог позволит, возможно, когда-нибудь я осуществлю её, но, так или иначе, я рад оставаться с Ferrari”.

Бадоер последний раз участвовал в гонках за Minardi в 1999 году. Ferrari была вынуждена заменить Михаэля Шумахера финским пилотом Микой Сало, когда немец сломал ногу на Гран При Великобритании. Бадоер, будучи единственным тест-пилотом команды, должно быть, был разочарован такими действиями. С тех пор ни один из пилотов Ferrari не пропускал гонки, и Лука все еще ждет исполнения своей мечты.

Вопрос: “Лука, ваша мечта связана исключительно с Ferrari? Вы рассматривали предложения других команд? И кто предлагал вам место в кокпите, если это так?”

Лука Бадоер: “Я получаю предложения почти каждый год, однако я уже выступал за маленькие команды, и это не доставило мне огромного удовольствия. Поэтому мои мечты связаны только с Ferrari. Будь я в другой команде – я бы давно принял предложение об участии в гонках”.


Микель Лостиа
Перевод: Андрей Платунов
Источник: AtlasF1
 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг