Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Персона

Эй Джей Фойт - Король "Старой кирпичницы"

Журнал «Большие Призы» продолжает просветительскую деятельность. На этот раз мы решили познакомить Вас с легендарными пилотами американских серий, имена которых должен знать каждый уважающий себя поклонник автогонок. Если Вы не представляете, кто такие Анзеры, Фойты и Андретти, то эти статьи как раз для Вас!


Эй Джей Фойт

Эй Джей Фойт всегда верил в Бога, Америку и себя самого (необязательно в этом порядке). Человек принципа, он всегда был открыт для своих друзей и никогда для врагов. Он нахален и прямолинеен. Он не делал поблажек ни себе, ни другим. Он знал лишь одну скорость – педаль в пол.

Фойт постоянно говорит, что у него не было кумиров, но в тоже время ему принадлежат слова: «Пожалуй, Джон Уэйн мог бы им стать. Я уважаю его поведение».

За это же люди уважают и Фойта, человека огромной выдержки. Упрямый техасец, он сумел выиграть легендарную гонку Инди-500 четыре раза.

Он - единственный человек, участвовавший в этой гонке 35 лет подряд! Он проехал 4909 кругов по овалу Индианаполиса, что в общей сложности составляет 17946,5 км (или приблизительно 9 поездок из Москвы до Краснодара и обратно). Только участвуя в Инди-500, он заработал 2 637 963 доллара (надо учесть, что раньше гонщики зарабатывали не так много как сейчас).

Его семь чемпионских титулов в национальной серии Инди-кар до сих пор остаются рекордом. Впрочем как и одержанное им количество побед – 67, это на целых 15 побед больше, чем у занимающего второе место Марио Андретти. За один сезон Фойт умудрился выиграть 10 гонок из 13.

Фойт после победы в Инди 500 1961 года

Он преуспел в других сериях автогонок. Он - единственный гонщик, сделавший хэт-трик: победивший в Инди-500, в Дайтоне 500(1972 год) и в 24 Ле-Мана (с Дэном Гэрни в 1967 году). И никакой другой пилот не смог победить более 20 раз в каждой из четырех главных серий USAC: Инди(67), чемпионат серийных машин (stock car, 41), чемпионат по спринт-гонкам (28) и чемпионат мини (midgets, 20). В восьмидесятых, когда его карьера в Инди пошла на спад, он выиграл 12 часов Себринга и 24 часа Дайтоны(дважды).

Фойт родился 16 января 1935 года в Хьюстоне. Первую гонку он выиграл, когда ему было 18 в одном из развлекательных парков. Это была гонка на мини, проходившая на грунтовом четырехсот метровом кольце в его родном городе. Именно эта победа стала началом одной из самых длинных и лучших карьер в автоспорте.

Впервые он принял участие в гонках USAC в 1957 году, и уже на следующий год принял участие в своей первой гонке Инди-500, которую закончил на 16-м месте после разворота в южном вираже. В 1960 он не только выиграл свою первую гонку в серии Инди, но и завоевал первый из своих чемпионских титулов, выиграв всего четыре гонки за сезон.

В 1961 году Фойт стал первым пилотом сумевшим защитить как свой чемпионский титул, так и победу в Индианаполисе. Он выиграл гонку с рекордной на тот момент скоростью - 139,13 миль/час.

Фойт после победы в Инди 500 1964 года

Свой третий чемпионский титул он завоевал в 1963 году. Фойт выиграл три гонки, а в остальных ни разу не опускался ниже 8 места! Но это было сущей ерундой в сравнении с его сезоном 1964 года, когда он выиграл в 10 из 13 гонок (76,9% всех гонок). Наиболее значительной его победой в этом году стал успех в Инди-500, где он опередил Роджера Уорда и Ллойда Раби и проехал дистанцию со средней скоростью 147,45 миль/час.

Другим его громким успехом в том году стала победа на гонке серийных машин Firecracker 400, проходившей четвертого июля, в День Независимости.

Фойт выиграл свой пятый чемпионский титул в 1967, опередив на 80 очков Андретти. Он с легкостью одержал свою третью победу в Индианаполисе, опередив финишировавшего вторым Анзера на 2 круга и опять установив рекордную среднюю скорость – 151,207 миль в час.

Снова победить в Индианаполисе Фойту удалось лишь в следующем десятилетии. В возрасте 42 лет, он проехал дистанцию «Старой Кирпичницы» со средней скоростью 161,331 миля в час. Заработав 259 791 долларов призовых, Фойт стал первым гонщиком в истории спидвеев, чей суммарный доход от автогонок превысил миллион долларов. Рекордные четыре победы Фойта в Инди 500 так и не были превзойдены, хотя Рик Мирс и Анзер повторили его.

Последние два его титула пришлись на 1975 и 1979 годы. В 1979 он к тому же выиграл и чемпионат USAC серийных машин(stock car), став единственным гонщиком сумевшим выиграть оба чемпионата за один год.

Свою последнюю победу в серии Инди он одержал в 1981 году, выиграв в Поконо и установив еще один рекорд – 9 побед в 500 мильных гонках. Его последней гонкой в Индианаполисе стала гонка 1992 года, когда он квалифицировался 23-м со средней скоростью 222,798 миль в час. В итоге он отстал от победителя на 5 кругов, но финишировал в десятке.

В 1993 году Фойт хотел предпринять еще одну попытку покорения «Кирпичницы», но снялся с гонки во время первой квалификации.

Свое состояние Фойт сколотил не только на призовых деньгах. Еще в 1965 году он организовал в Хьюстоне A.J. Foyt Enterprises, занимающуюся продажей автоспортивных товаров. По сей день, он принимает активное участие в автоспорте, но уже в качестве владельца команд.

В 1989 году Фойт одним из первых попал в Зал Славы Автоспорта (Motor Sports Hall of Fame).


Ларри Шварц
Перевод: Алексей Каракай
Источник: espn.com
 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг