Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Персона

Монтойя: Тот, да не тот

Разве не замечательно, когда замысел осуществляется? Более того, осуществляется, вопреки всему? После победы на Гран-при Бразилии Хуан Пабло Монтойя был сама радость. Ведь он только что в честном поединке выиграл у своего напарника Кими Райкконена – и не впервые


Хуан Пабло Монтойя

В прошлом году в Бразилии Монтойя смутил Кими, вырвав победу из его рук, и тогда они были в разных командах. В обоих случаях Райкконен выглядел так, словно получил удар ниже пояса. Однако присутствие ХПМ в McLaren дало команде новый импульс, несмотря на то, что сторонние наблюдатели сомневались, будет ли от него толк.

Когда в 2003 Хуан Пабло решил в этом сезоне гоняться за McLaren, его логика была не совсем понятна. Болид 2003 BMW Williams представлял собой относительно надежную машину, которая позволила Монтойе бороться за чемпионство вплоть до предпоследнего этапа в Индианаполисе. У McLaren же была прошлогодняя модель, заменившая мертворожденный MP4-18, который попросту отказывался ехать. Модель 2004 года получилась, по меньшей мере, сумбурной, пока Райкконен не одержал отважную победу в Бельгии.

Все ждали, что в команде, где уже есть солидный гонщик, Монтойю ждёт разочарование. Его трудные отношения с Ральфом Шумахером в Williams иногда отрицательно сказывались на выступлении команды и мешали обоим пилотам достигать результатов.

Но Рон Деннис твёрдо уверен, что соперничество с Райкконеным заставит Монтойю раскрыться полностью, несмотря на его напыщенность, и выведет команду на новый уровень. «Нельзя было упустить столь прекрасную возможность подписать контракт с таким талантом, как Хуан Пабло. Его карьера пока на взлете, и в нашей команде он станет гонщиком более высокого класса», – сказал он тогда. «Я абсолютно убежден, что все еще впереди, мы еще увидим, на что он способен».

Поэтому когда Райкконен и Монтойя сражались за подиум в бразильской гонке в 2004, Рон, наверное, танцевал самбу – он знал, что поймал удачу за хвост. Ему уже довелось видеть это с Лаудой и Простом, Простом и Сенной и, возможно, с Хаккиненым и Култхардом в их ранние годы. Теперь от него требовалось лишь укротить некоторые мятежные стремления Монти. И посмотрите, что произошло всего за год, какое преображение гонщика и болида.

Когда Монтойя прибыл в Мельбурн, он выглядел заметно сдержаннее, чем полугодом ранее. Жизнь в McLaren уже начала его устраивать, несмотря на то, что пришлось привыкать к методичному, беспристрастному и минималистскому подходу. Как со школьником в новой форме, которую он поддерживает в чистоте на протяжении недели, пока на коленках не протираются дырки, а начищенные до блеска ботинки не стаптываются, мы ждали, когда же, наконец, за фасадом идеального поведения проявятся вспышки гнева. Но ХПМ, напротив, уверено дебютировал на шестом месте, впереди Райкконена, хотя считал, что машина была способна на большее.

В Малайзии он тоже одержал верх, финишировав четвертым, тогда как Кими оказался девятым. Затем Хуан повредил плечо, и эта травма продержала его в постели до Испании. Он неуютно чувствовал себя с болидом и изо всех сил пытался угнаться за молниеносным Кими Райкконеным, который начал побеждать.

Справившись с больным плечом, Монтойя мучался на седьмом месте с непослушным болидом, который он с трудом поворачивал. «Я едва мог вести машину», – заметил он. «На некоторых отрезках трассы мне пришлось бороться с болью в плече, так что управлять болидом на 100% не получалось. Даже если постараться, травма все равно давала о себе знать. Все, что могло пойти не так, пошло не так».

Монако и Европа, где гонщик испытывал еще больше проблем с управлением, стали для ХПМ попытками спасти репутацию. В начале сезона McLaren с трудом удавалось разогревать передние шины за один круг, что особенно подпортило ему результаты квалификаций. В свою очередь, в гонках ему было еще труднее, и он совершил еще больше ошибок.

Свой грубейший промах он сделал в Монако, когда учинил свалку во время свободных заездов, в которую попали Ральф Шумахер, Дэвид Култхард и Жак Вильнев. Затем его дисквалифицировали на гонке в Канаде за пренебрежение красным сигналом на выезде с пит-лейн. Стали поблескивать искорки прежнего Монтойи, ведь Хуан без противоречий был бы не Хуаном. Наверное, некоторые вещи не меняются, а впрочем, с чего бы им меняться?

Искупление Монтойи наступило в Великобритании, где он завоевал свою первую победу за McLaren. Именно такого элегантного выступления ждала от него команда. Германия тоже выглядела многообещающе, пока он не вылетел в конце своего квалификационного круга – к вящему смятению Рона Денниса. «Ему оставался всего один поворот – ему нужно было только повернуть!»

Монтойя не раскаялся, хотя у него был отличный шанс выхватить поул у Райкконена. «У меня просто не получилось, но с чего мне хотеть второго места, если я могу быть первым?» – сказал он. «Думаю, я здесь затем, чтобы выигрывать гонки и чемпионаты. Я попытался и ошибся, но мы здесь именно за этим, а если им (McLaren) нужен кто-то для второго места, то пусть ищут другого гонщика. Мне казалось, они меня взяли на работу, потому что хотели, чтобы я побеждал».

В гонке колумбиец финишировал вторым после Фернандо Алонсо. Таким образом, он, можно сказать, спас уик-энд, который в противном случае оказался бы для McLaren разочарованием, поскольку Райкконен лидировал, пока его машина не вышла из строя. В Венгрии в лагере Монтойи должны были раздаваться стоны механиков. У него были все шансы на победу, но поломка ведущего вала лишила его этих шансов. В итоге все лавры достались Райкконену, который победил ещё и в Турции. Монтойя свалял дурака и упустил второе место после неумелого столкновения с круговым Jordan Тьяго Монтейро. Команда ждала от него вовсе не этого, пока Райкконен сражался с Алонсо за чемпионство.

Честно говоря, у Хуана, видимо, были собственные планы, в которые помощь Райкконену, похоже, не входила. Монтойя – гонщик, и я с трудом могу себе представить, как он постоянно идет на поводу у Кими. Как говорит он сам: «Меня не интересуют очки; я просто хочу выигрывать гонки».

То, что Райкконен проиграл титул Алонсо, само по себе очень скверно. Монтойю нельзя обвинять в том, что он не угадывает каждый шаг Кими. Конкуренция в сезоне Формулы 1 2005 года оказалась гораздо выше, с Toyota, BAR и Ferrari, которые увели у Renault и McLaren несколько очков. При сегодняшнем уровне конкуренции трудно ожидать от команды частых побед или подиумов, даже если скорость McLaren впечатляет. Несмотря на быстроту, болид все же недостаточно надежен. Именно это иногда мешало Хуану продемонстрировать свой талант.

На последних гонках уровень выступления, не по годам развитого колумбийца, заметно возрос. Не считая его невинной перепалки в Бельгии с Антонио Пиццония, его победы в Италии и Бразилии вдохновляли. В сентябре Монтойе исполнилось тридцать, и он многого добился. Он выиграл несколько лучших гонок: Монако, Великобритания и Италия. Он одержал победу над своим напарником на идентичном болиде, а его динамизм продвинул команду вперед. Но больше всего он гордится тем, что в апреле у него родился сын Себастьян.

Теперь ему остается настроиться на серьезную борьбу в 2006 году. Все это вполне выполнимо, если команда обеспечит его быстрой и надежной машиной. А с настойчивыми слухами о переходе Райкконена в Ferrari в 2007, у Монтойи есть настоящая возможность стать в следующем году чемпионом. Просто запомните, что первыми это сказали мы, ладно?


Кэтти Джонс
Перевод: Анна Гречаник
Источник: motorsport.com
 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг