Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Анализ

Уильямс ведет свою игру

То, что Фрэнк Уильямс, несмотря на контр пресс-релиз Ассоциации Производителей Больших Призов (она же GPMA), не подписал ‘Договор о намерениях’ GPMA, утверждавший участие подписавшихся команд только в гонках, соответствующих фундаментальным принципам равноправия и справедливости, не стало неожиданностью


Фактически, когда пресс-релиз GPMA был изложен на прошлой неделе, наличие, казалось бы, подразумевавшейся подписи команды Фрэнка Уильямса, было бы еще большей неожиданностью, поскольку после предстоящего расставания с BMW, Williams становится каперской командой в прямом смысле этого слова (Каперство – вид морского разбоя, пиратства, заключающийся в захвате с ведома своего правительства коммерческих судов противника или нейтральных стран, занимавшихся перевозкой грузов для неприятеля).

Фрэнк Уильямс

Для команды из Гроу это слово подходит куда больше, чем для Red Bull, Midland-Jordan и, с 1 ноября, Red Bull-Minardi, которые все имеют многонациональных партнеров, тогда как Cosworth (за чьи двигатели еще необходимо будет заплатить) не имеет своей доли в Williams Grand Prix Engineering Ltd, главная поддержка в которой, видимо, будет осуществляться основателями Фрэнком Уильямсом и Патриком Хэдом.

Чтобы удержаться в середняках, Williams нуждается в деньгах, причем не в малых, что уж говорить о борьбе впереди пелотона. Учитывая, что Hewlett Packard уже покинули команду, а другие компании, как Allianz и Castrol, побегут с тонущего корабля в ближайшее время к BMW, которые и привели этих спонсоров в Williams. Крис Чаппель, недавно назначенный главным администратором команды, может обнаружить, что основной строчкой дохода бюджета значится некто господин Баттон Д., и наверняка не станет настаивать, чтобы последний оказался в гоночном кокпите Williams на 2006 год.

Но при всем этом будет необоснованно полагать, что Williams перейдет в ‘лагерь Ferrari’ и подпишет Договор Конкорда 2008 – 2012 с Экклстоуном, променяв долгосрочные обещания GPMA, на краткосрочную сделку со SLEC. В конце концов, каких мегасумм потребуется Williams в 2008 году, если над аэродинамикой FW28 работать нужно уже сейчас, что обещает трехлетнее сотрудничество с Toyota, тогда как финансирование со стороны спонсоров в следующем сезоне снизиться на $30 млн.

Конечно, Уильямс позитивно прокомментировал ситуацию. “Правильнее будет сказать, что мы еще не подписали соглашение GPMA, но мы не считаем, что этот договор способствует обсуждению проблем”, - заявляла команда на прошлой неделе. “Мы продолжим поиск правильного для нас и для Формулы 1 в целом решения без конфронтации”.

Получается, что Williams и большинство базирующихся в Британии команд стремятся избежать конфронтации? Фрэнк Уильямс, который не так давно заявил, что Мосли развращен предоставленной ему властью, и подавший судебный иск на пару с Деннисом, боится конфронтации? Или может быть Патрик Хэд, чьего рявканья побаивались такие пилоты как Ройтман, Френтцен, Занарди и даже Хуан-Пабло Монтойя. Едва ли вероятно.

Более вероятно, что они учитывают другой момент – по предыдущим переговорам с Экклстоуном, о чем Уильямс может писать тома мемуаров, известно, что поставившим подпись в Договоре Конкорда в последнюю очередь, от большого пирога доставались только крошки. Например, Williams, наряду с McLaren и Tyrrell, в последнюю очередь присоединились к предыдущему Договору Согласия, который обогатил Экклстоуна раз в десять. Подпись Уильямса была поставлена после нескольких уступок, идущих в разрез с интересами Экклстоуна. Но в итоге, благодаря одной хитрой, но законной уловке, они не были выполнены.

После того, как стало очевидно, что Берни одурачил команды, Деннис и Уильямс обвинили в профессиональной небрежности своих бывших юрисконсультантов, во всем этом, особенно в случае Уильямса, сложно найти какую либо попытку избежать конфронтации.

Реалии таковы, что Williams образца 2006 года останется в GPMA единственной командой, не связанная с автопроизводителем в той или иной степени. В новом сезоне союзники GPMA предстанут в чемпионате как BMW (Sauber), Honda (с 31.12.05 полностью владеющая BAR), Mercedes (40% акций McLaren, тут без изменений), Renault и Toyota (полностью заводские команды). Договор Согласия пока подписали только прихрамывающая Ferrari, руководство Red Bull и Minardi, а также барахтающаяся Jordan-Midland.

В GPMA Williams остается ‘потенциальным’ клиентом мотористов, чувствует себя неловко со своими бывшими партнерами Honda, Renault и BMW, нет никакого реального шанса и на сотрудничество с Mercedes. Все менее вероятным кажется договор с Toyota, возможным спасителем команды, на поставки двигателей под маркой ‘Lexus’ или еще каким другим брендом. Таким образом, Williams становится своего рода ‘пигмеем’ в большой машине, управляемой автогигантами.

Напротив, в SLEC, Williams смог бы занять второе место в иерархии впереди Red Bull, Minardi и Midland, оставшись позади только Ferrari, с кем, между прочим, команда будет партнерами по резине Bridgestone. Не сложно предположить, где бы Williams чувствовал себя более комфортно.

Фрэнк Уильямс и Рон Деннис

Но согласитесь, позиция ‘сам по себе’ на данный момент выгодна Фрэнку – он может рассматривать варианты сотрудничества как с Берни, так и с GPMA. К тому же, пока Уильямс думает, Экклстоун может увеличить свое предложение, если почувствует что Фрэнк близок принять решение; сейчас сумма доходит до $100 млн., плюс еще 50% за подписание Договора Конкорда. С другой стороны, GPMA отчаянно пытается удержать свои стройные ряды. Таким образом, Уильямс может играть в свою игру, по крайней мере, еще год, будучи посвящен в тайны обеих сторон.

Однако если переговоры со SLEC увенчаются успехом, переход Williams в лагерь Экклстоуна означал бы раскол команд чемпионата пополам и значительно бы ослабил позиции автопроизводителей. Даже если экономическое влияние Ф1 останется с отколовшейся организацией, усилить позиции GPMA может разве что появление второй команды Honda, которая станет шестой в лагере автопроизводителя.

Однако, что-то подобное уже было: год назад также ходили слухи о появлении двух команд. Midland и Dubai F1. Однако, идеологи создания McLaren ‘B’ так не разу и не появились в паддоке за прошедший год, а Midland отказались от создания команды с нуля, выкупив Jordan по огромной цене; неумелое руководство Эдди Джордана, похоже, передалось по наследству и новым владельцам. В результате – шума было много, но ни одной новой команды не появилось.

Таким образом, к любым слухам об одиннадцатой команде, даже если речь идет о Honda, следует принимать с предостережением. Не забудьте, что разговоры о Team Dubai были вызваны отношениями McLaren с Королевской семьей Dubai, не забудьте, что мечта Алекса Шнайдера вылетела ему ‘в копеечку’, учтите и тот факт, что Honda с нового года выкупает оставшиеся 55% акций команды, прежде принадлежавших BAT. Так на что же теперь должны быть направлены приоритеты руководства Honda? Укрепление своей собственной команды или на поставки двигателей кому-то еще? Ну а количество союзников в GPMA или SLEC волнует Honda еще меньше.

Появление в чемпионате сейчас едва ли принесет новой команде выгоду. За первые два года участия в Ф1 действующий Договор Конкорда не предусматривает выплат новичку части доходов от ТВ трансляций, а спустя два года, в 2008, действие этого Договора Согласия закончится. GPMA в это время может и не надеяться пробраться к рычагам управления чемпионатом до 2008 года.

Поэтому решение выставить в чемпионат втору команду Honda может принять только для увеличения собственного влияния на политической арене Большого Цирка.

Согласился ли Фрэнк Уильямс с условиями Экклстоуна, или нет, зависит от того, как будет финансироваться команда ближайшие три года и от ситуации с поставками двигателей. Краткосрочный период, один – два года, более-менее определен: компенсация от HP, отступные от Баттона, другие спонсорские контракты и клиентские поставки Cosworth. Более долгосрочные планы, четыре – пять лет, пока еще очень далеки, чтобы занимать голову Фрэнка Уильямса. Между тем, новый Договор Согласия вступит в силу через три года.


Дитер Ренкен
Перевод: Андрей Платунов
Источник: Autosport-Atlas.com
 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг