Большие Призы
 
 
 
"Большие призы" Выпуск №39



Анализ

Регенерация энергии

В письме, написанном руководителям команд Формулы 1, Президент FIA Макс Мосли просит их развивать современные технологии. Является ли это признаком того, что управление спорта сделало разворот на 180 градусов в политике "упрощения спорта до абсурда"? Если так, то было ли это ответом на результаты опроса FIA/AMD, в котором 80% респондентов из 93000 посчитали, что именно высокие технологии отличают Формулу 1 от других серий, а почти две трети болельщиков ожидают технологического прогресса в каждом сезоне?


Макс Мосли

Или письмо является признаком того, что управление будет поддерживать только те команды, которые полагают, что Формула 1 – это непременная комбинация спортивного соревнования гонщиков самого высокого уровня и невероятного технологического уровня, который, в конечном счете, сказывается на дорожных автомобилях и обосновывает выбор потребителя?

Независимо от того, чем вызвано это письмо (возможно комбинацией обоих факторов), его содержание - хорошие новости для спорта. Одновременно оно дает надежду, что два различных направления развития, которых придерживались управление и команды, еще до Рождества этого года сольются в одно, которое обеспечит устойчивую платформу для будущего Регламента и нормальную атмосферу в Формуле, лучшую, чем когда-либо прежде.

Система регенерации энергии, предложенная Мосли в его письме, только один пример. Ранее запрещенная, когда по слухам McLaren развивала такую систему, теперь она приветствуется как технология будущего. В конце девяностых, сразу после того, как наиболее творческий из нынешних технических директоров команд, Эдриан Ньюи, присоединился к McLaren, у которой уже был в команде своеобразный гений Гордон Мюррэй, команда, по оценкам экспертов, развивала систему регенерации энергии, которая могла давать прибавку мощности примерно в 50-60 лошадиных сил при весе конструкции примерно в 30 килограмм.

Несомненно, это приводит к увеличению веса, даже при том, что этот вес имеет энерговооруженность 5 кВт/кг. Но, вспомните, что болид несет на себе до 100 килограммов бесполезного балласта, так что концепция оборудования весящих ниже нормы болидов дополнительной движущей силой, особенно учитывая ее потенциальное местоположение близко к центру тяжести машины, в то время причиняли не просто головную боль, а боль в квадрате, учитывая, что многие команды еще только боролись со своими первыми двигателями V10, пытаясь раскрутить их выше 14000 оборотов.

Эта идея не нова. Еще во Вторую Мировую войну Фердинанд Порше использовал подобную концепцию в танках. Система регенерации энергии McLaren работала очень просто и доказала свою эффективность на тестах: импульс энергии, получаемый при торможении, преобразовывался в тепло, которое, в свою очередь, преобразовывалась в дополнительную энергии. Эта энергия могла быть использована большими порциями, чтобы обеспечить обгон или "выстрел" в квалификации, или использоваться понемногу, чтобы обеспечить постоянное повышение мощности двигателя в течение всей гонки. Само собой разумеется, развитие идеи было окутано большой тайной.

Но эффекта не вышло. Только команда накидала в эскизах и чертежах систему, которая была абсолютно законна по правилам того времени, как технические правила были изменены, и запретили использование таких систем. Статья 5 (Двигатель) Технического Регламента FIA 2005 года кристально ясна:

5.1 Спецификация двигателя:
5.1.1 Разрешается к использованию только 4-хтактный поршневой двигатель.
5.1.2 Объем двигателя не должен превышать 3000 куб. см.
5.1.3 Наддув запрещен.
5.1.4 Все двигатели должны иметь 10 цилиндров, и каждый цилиндр должна быть круглым в сечении.
5.1.5 Двигателей могут иметь не более 5 клапанов на цилиндр.

5.2 Другие энергетические средства:
5.2.1 Использование любых устройства, кроме тех, что описаны в 5.1, для приведения болида в движение не разрешается.


Несмотря на Статью 5.2.1, вопросы, все же, остались. Следующий пункт правил (Статья 5.2.2) гласит: "Общее количество восстанавливаемой энергии, запасенной на болиде, не должно превышать 300 кДж, а устройства, способные восстановить свыше 2 кВт энергии, не должны накапливать больше 20 кДж". Однако, согласно словам вице-президента Honda Отмара Сцафнауера, это количество "настолько крошечно, что о нем не стоит даже беспокоиться. Я полагаю, что это было включено в Регламент, чтобы узаконить детали типа конденсаторов, которые технически являются устройством запасания энергии".

Мосли предлагает разрешить технологию, которая появилась в Формуле 1 почти десятилетие назад, фактически, из времен, когда он перевел команды на шины с канавками для снижения скорости в поворотах. Для того чтобы "приправить" шоу, или (тогда это похвально) для развития технологий? Если концепция регенерации энергии в Формуле 1 так же стара, как шины с канавками, то и для автопроизводителей это не новинка. Гибридные машины с дополнительным электромотором, питающимся регенерированной энергией, продаются уже в течение нескольких лет.

Honda и Toyota были особенно активны в этой области, и уже имеют модели в производстве (Insight и Prius, соответственно). Недавно Ford запустил производство электро-бензинового SUV'а, и даже Porsche признает, что исследует эту технологию для использования в Cayenne 4x4. Без сомнения, вариант возвращения гибридных двигателей в Формулу 1 не так уж и невероятен, но ведь есть еще много других концепций, таких как турбины, вариаторы (CVT), двигатели V10 (запрещенные с 2006 года), активные системы подвески и низкопрофильные шины, которые за эти годы запрещены законодательно. Они тоже вернутся?

Если, тем не менее, системы регенерации энергии будут использоваться для увеличения количества обгонов посредством "турбокнопки", то Формула может вступить на скользкую дорожку. Пилоты и так не довольны правилами, которые уничтожают искусство гонщика. Что может быть лучше в арсенале пилота, чем его способность обогнать или оборонить свою позицию самостоятельно?

Пока 94% респондентов опроса FIA/AMD желали увеличения количества обгонов (интересно, а на какой планете проживают остальные шесть процентов?), 74% хотят большего акцента на мастерстве гонщика и меньше на приспособлениях для помощи оному. "Турбокнопка", при такой постановке вопроса, конечно, попала бы под категорию "помощи" гонщику.

Да, Мосли правильно обосновывает развитие технологии - 80% болельщиков сказали именно так, но при этом никто не затрагивал вопросы чистоты спорта. Да, 94% болельщиков хотели бы видеть большее количество обгонов, но, по крайней мере, 70% из них не хотели бы, чтобы эти обгоны обуславливались нажатием кнопки на руле.

Да, Мосли прав в запрете технологии, которая "притупляет" навыки гонщика: старт-, трэкшн-контроль, и тому подобные штуки которые "тянут" болид на веревке, а болельщики платят за это хорошие деньги. Те же 64% голосовавших ждут технических новинок каждый сезон, а предложенные Правила на 2008 год заставляет многих увериться в том, что они будут разочарованы. Indy Racing League, в свое время, пошла по такому же пути. Сейчас мы знаем, сколько зрителей ее смотрят, и во сколько раз сократилась эта аудитория.

По крайней мере, два поставщика двигателей имеют причину радоваться разрешению регенерированной энергии. Интригует то, что оба они пока не поддерживают Формулу 1. GPWC вряд ли будет включать в свои правила такой пункт - там немного сомневаются, что это будет следующая "Большая Вещь" в автомобильных тенденциях.

Тем не менее, опрос болельщиков обеспечил инструмент уступок: FIA твердо стояла против команд и производителей по вопросам технологии и вытекающих из этого затрат, но, как только появилось рыночное исследование, управление FIA получило возможность развернуться в прямо противоположном направлении без потери лица, поскольку "пересмотренная политика были адаптирована к мнению 93000 болельщиков".


Дитер Ренкен
Перевод: Евгений Ветров
Источник: Autosport-Atlas
 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг