
Серия НАСКАР Кубок Некстел (ранее называвшаяся Великой Национальной и Кубоком Winston) использовала различные системы начисления очков с момента ее основания в 1949 году.
Когда компания Winston стала спонсором серии и перекроила календарь 1972 года, было решено изменить и систему подсчета очков. В соответствии с новой системой победитель гонки стал получать 100 очков, за каждую следующую позицию на финише давалось на 2 очка меньше.
|
Для того, чтобы поощрить участие команд в гонках было решено также давать очки за каждый пройденный круг гонки, не зависимо от занятой позиции. Правда, очки даваемые за каждый круг гонки зависели от трека, на котором эта гонка проходила.
|
В результате некоторые гонщики сделали ставку именно на прохождение всей дистанции, и ни разу за сезон не победив, набрали неплохие очки. В конце сезона 1972 года за титул сражались два гонщика одержавшие наибольшее количество побед – Ричард Петти и Боби Эллисон, обладателем Кубка стал Петти.
В 1973 году использовалась та же очковая система. Кубок Уинстон выиграл Бенни Парсонс, одержавший всего одну победу по ходу сезона. В общем зачете он сумел опередить Кейла Ярборо, выигравшего четыре гонки. Петти выиграл и того больше – 6 гонок, но закончил чемпионат лишь пятым.
Система начисления очков 1972-73 годов обесценивала победу. В связи с этим НАСКАР разработала новую систему начисления очков, которая стала, пожалуй, самой странной системой когда-либо использовавшаяся в гонках. Просуществовала она всего год.
Ассоциация решила, что очки должны отражать сумму призовых (денег) зарабатываемых пилотами за сезон. Очки подсчитывались очень просто, призовые заработанные пилотом (по итогам гонок) умножались на количество гонок, в которых пилот принял участие и делились на 1000. Получалось количество очков каждого пилота. Ричард и Кейл финишировали первым и вторым в Дайтоне, гонке с самыми щедрыми призовыми, и затем разыграли корону чемпиона. Абсурдность этой системы была ярко проиллюстрирована в конце сезона.
На гонке в Дарлингтоне Петти угодил в аварию еще в начале гонки и оказался в итоге 35-м. Дарелл Уолтрип, наоборот, уверенно провел гонку и финишировал вторым. Несмотря на это, в общем зачете Ричард увеличил (!) свой отрыв от Уолтрипа на 65 очков. По итогам гонки 33 из 34-х гонщиков, финишировавших впереди Петти, проиграли ему по очкам в чемпионате. В Мартинсвилле Петти опять столкнулся с проблемами и финишировал 29-м, в то время как его ближайший преследователь в Кубке, Кейл, финишировал 11-м. После подсчета очков оказалось, что отрыв Петти в чемпионате вырос еще на 10 очков.
Текущую систему начисления очков НАСКАР (в лице Боба Лэтфорда) разработала перед сезоном 1975 года. Данная система стимулирует стабильное попадание пилотов в группу лидеров по итогам гонки и стремление захватить в гонке лидерство.
Очки по итогам гонки:
Учитывая высокую конкуренцию в Кубке Некстел, финиш в первой пятерке или первой десятке расценивается как отличный результат. Пять лучших пилотов по итогам гонки разделяют друг от друга пять очков. Гонщиков занявших места с шестого по десятое разделяют четыре очка. Три очка разделяют всех остальных участников гонки. Таким образом, гонщики первой десятки вознаграждаются за высокий результат. Очки получают все пилоты сумевшие пройти квалификацию. Количество очков, присуждаемых участникам на каждом треке одинаково.
|
Премиальные очки
Единственный путь для пилота получить премиальные очки – стать лидером гонки. Пять очков достается всем, кто сумеет пролидировать хотя бы один круг. Еще пять очков достаются пилоту пролидировавшему наибольшее количество кругов в гонке. Премиальные очки являются важной частью системы, поскольку делают ценным лидерство в любой момент гонки, а это, в свою очередь, делает гонки более напряженными. Премия за наибольшее количество кругов лидирования в виде дается в двух важных целях: увеличить борьбу за лидерство в начальной стадии гонки и вознаградить пилота, лидировавшего всю гонку, но сошедшего на последних кругах.
Сменщики
Очки в Кубке Некстел даются пилотам, которые стартовали в гонке, независимо от того, кто впоследствии на их машине финишировал. Стартующий пилот должен закончить по крайней мере один круг гонки прежде, чем передать машину другому гонщику. Сменщиком может быть любой опытный пилот. Иногда сменщики делают несколько кругов во время практики, чтобы быть готовыми к участию в гонке. Выбывший из гонки пилот может пересесть в другую машину и продолжить участие в соревновании.
Одинаковое количество очков
Если два и более пилота заканчивают сезон с одинаковым количеством очков, то победитель определяется путем сравнения количества побед. Если и количество побед одинаково, сравнивается количество вторых мест, третьих мест и так далее, пока не будет выявлен победитель.
Зачет владельцев машин
Владельцы машин зарабатывают очки так же, как и пилоты. Разница заключается лишь в том, что очки для владельцев зарабатывают автомобили, вне зависимости от того, какой пилот сидит за рулем машины. Новое правило, введенное в 1997 году, позволяет получать владельцам команд очки даже за машины не вышедшие на старт гонки, но прошедшие техническую инспекцию. Так быстрейший из гонщиков не прошедших квалификацию в итоговом протоколе числиться сразу за гонщиком, финишировавшим последним. Он получает 31 очко - это на 3 очка меньше, чем у гонщика, занявшего 43 место, т.е. закончившего гонку последним. Таким образом, очки могут получить 10 не квалифицированных машин, последняя из которых получает одно очко. Зачет владельцев машин используется для того, чтобы сформировать стартовое поле в случае отмены квалификации, для определения порядка старта, если пилоты показали идентичный результат, и для распределения денег, выделяемых НАСКАР.
Зачет производителей
Производитель, чей автомобиль пришел в гонке первым, получает 9 очков. Второе место приносит в зачет производителей 6 очков, третье место 4 очка и четвертое 3 очка.
Зачет новичков
Ежегодно присуждаемый Титул «Новичок Года» имеет свою систему подсчета очков. В соответствии с этой системой учитываются только пятнадцать лучших финишей каждого из новичков. Очки зарабатываются тремя следующими способами:
Новичок с лучшей финишной позицией получает 10 очков, 9 очков получает лучший из остальных новичков и так далее.
2. Премия за попадание в первую десятку
10 очков за первое место, 9 за второе и так далее.
3. За участие в гонке
Одно очко дается каждому новичку, стартовавшему в гонке.
Пример начисления очков восьми новичкам, стартовавшим в гонке
|
В 2004 году система начисления очков, долго остававшаяся неизменной, подверглась реконструкции. Это стало 11 изменением системы, начиная с 1949 года.
Победителю было решено давать 180 очков вместо 175. Эта мера была принята для того, чтобы не дать возможности пилоту, финишировавшему вторым, набрать одинаковое количество очков с победителем (ранее они могли оба набрать по 180 очков).
|

Но более значительным изменением стало введение системы Плей-Офф. Система начисления очков Кубока Некстел теперь предусматривает, что только гонщики, находящиеся в чемпионате на первых 10 позициях, и гонщики, проигрывающие лидеру не более 400 очков, после первых 26 гонок участвуют в «Погоне за Чемпионским титулом» (Chase for the Championship). Очки всех пилотов участвующих в «Погоне за Чемпионским титулом» пересматриваются. Пилот, находящийся на первом месте в чемпионате, начинает «Погоню» с 5050 очками, пилот, находящийся на втором месте, с 5045 и т.д. Все соискатели титула располагаются с пятиочковыми интервалами.
Понятно, что это было сделано для того, чтобы увеличить интригу борьбы за чемпионство, ликвидировав отрыв лидера чемпионата от остальных пилотов после 26 гонок. На практике все оказалось иначе – пилоты, не попавшие в «Погоню за Чемпионским Титулом», стали совсем терять мотивацию.
Большинству фанатов не понравились нововведения 2004 года, инициированные президентом НАСКАР Майком Хэлтоном. «Зачем это нужно?» - недоумевали они.
И действительно, ведь болельщики просили Ассоциацию о совсем других изменениях в системе начисления очков. Текущая система, по их мнению, обесценивает победу. Пилоту гораздо выгоднее финишировать в первой пятерке или десятке, чем бороться на пределе за победу с риском «поцеловать» бетонную стену.
А ведь повысить стоимость победы совсем не сложно. Надо лишь изменить начисление очков в первой пятерке и сделать ее примерно следующей:
|
Второе новшество, о котором давно просят болельщики – это начислять одинаковое количество очков всем финишировавшим ниже 25-го места. Данное решение должно решить проблему «горячих голов» - гонщиков, потерпевших аварию и пытающихся заработать несколько дополнительных очков на неисправной машине.
Пока же, остается констатировать, что мнение болельщиков осталось не услышанным, а новая система Плей-Офф Майка Хэлтона оказалась далеко не идеальной.
На нашем форуме, посвященном НАСКАР Вы всегда можете задать интересующий вас вопрос или поучаствовать в обсуждении текущих результатов гонок.
Источник: tricklefan.com